Отчуждение - психологическая защита, связанная с изоляцией, обособлением внутри сознания травмирующих человека факторов. При лом неприемлемая информация как бы капсулируется, тем самым блокируется от доступа к остальным зонам сознания: возникает двуплановость. В результате связь между травмирующими событием и его эмоциональной оценкой нарушается. Для отчуждения характерна Утрата чувства эмоциональной связи между неприемлемыми событиями и собственными переживаниями по их поводу, хотя реальность этих событий осознается. Возникновение отчуждения как способности выйти за пределы собственного Я связано со сменой позиции в совместной деятельности. Ограниченное отчуждение имеет положительный смысл-постижение нового в его противоречиях. Свобода человека также предполагает способность к самоотстранению. Если человек не в силах все время терпеть самого себя, он может отмежеваться от чего-то в себе. Тогда возникает необходимая внутренняя дистанция между приемлемой и неприемлемой частями Я, позволяющая занять в отношении себя или какого-то своего состояния или качества новую позицию.
Поведение по принципу "так должно быть" (с фиксированных позиций) приводил к отчетливому отделению проявлений специфических переживаний от содержательной их части. Переживания вытесняются из поля сознания напряженность ослабляется, остается лишь их содержательный аспект. Франкл описывает состояние острой деперсонализации как типичную защиту для первой фазы пребывания человека в нечеловеческих условиях концлагеря. Неоднократно отмечено, что в момент пыток, ощущения сильной боли иногда возникает чувство некоторого удаления, отстранения от этой боли: "Это происходите моим телом, но не со мной". Здесь отчуждение выступает как внутренняя анестезия, дающая возможность отгородиться от душераздирающих физических или психических страданий. Бывают ситуации, облегчающие расщепление, создание второй взаимоисключающей позиции, допускающей в дальнейшем отчуждение от любой из них. Например, появление отчима способствует тому, чтобы сын увидел в матери женщину и стал способным к отчуждению ее в некоторые моменты как матери.
С отчуждением связаны феномены депереализации, деперсонализании, расщепления личности (множественности Я). По Фрейду, самоотчуждение ведет либо к потере своего Я - деперсонализации, либо к утрате чувства реальности окружающего мира - дереализации. Гиперболизация меры отчуждения ведет или к полной растворенности во внешней среде или к полному отрицанию ее значения, замыканию в себе.
В следственной практике известны ситуации, когда человек, совершивший тяжкое преступление в состоянии аффекта, не может осознать собственное участие в содеянном. Например, не отрицая своего присутствия в сцене убийства, он опознает предметы, с помощью которых было совершено убийство, как свои, но вопреки всякой очевидности и несмотря на вещественные доказательства, утверждает, что не совершал этого поступка, поскольку не переживает его как собственный. Здесь имеет места состояние дереализации, т. е. защита по типу отчуждения.
Деперсонализация связана с отчуждением одной части личности человека (неприемлемой и травмирующей его) от другой части его же личности, которая вполне для него приемлема. Пока существует такое отчуждение, достойная часть личности не переживает по поводу поступков недостойной и тем самым не берет на себя ответственности за них. Проблема преодоления человеком такой отчужденности и обретения внутреннего единства, гармонии, душевного равновесия от воссоединения с самим собой исторически тесно сочеталась с осознанием свое греховности, т. е. с осознанием других, отвергаемых частей своей личности. Сам факт отчуждения Гегель рассматривал как необходимый момент развития, считая, что в акте отчуждения есть положительные элементы - становление самосознания, поляризация добра и зла, возникновение нравственной вменяемости.
Таким образом, отчуждение расширяет возможности человека, создавая ему условия для осмысления своих поступков. Самоотстранение от чего-то позволяет обрести внутреннюю свободу и поддерживать достойный образ жизни. Если же отношения между желаниями человека и возможностью их признания в себе развертываются, то отчуждение становится фактором, обостряющим восприятие личностью своих нравственных устоев.