Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Формы научного познания

На данном этапе обратимся к рассмотрению познавательного цикла и основных главных формах научного познания. Начальная ступень научного познавательного цикла – постановка проблемы, которую можно определить как знание о незнании или знание со знаком вопроса.

В постановке проблемы необходимо, во-первых, осознание некоторой ситуации как задачи; во-вторых, четкое понимание смысла проблемы, ее формулирование с разграничением известного и неизвестного. На данном этапе происходит установление факта (или фактов), что является не­обходимым условием научного исследования. Факт – это основная форма научного познания. Факт — это явле­ние материального или духовного мира, ставшее удостове­ренным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения. По словам А. Эйнштейна, наука должна начинаться с фактов и оканчиваться ими вне зависи­мости от того, какие теоретические структуры строятся между на­чалом и концом. Научный факт представляет собой результат достоверного на­блюдения, эксперимента: он выступает в виде прямого наблюдения объектов, показания прибора, фотографии, протоколов опытов, таблиц, схем, записей, архивных документов, проверенных свидетель­ствами очевидцев, и т.д. Но сами по себе факты еще не составляют науки, так же как строительный материал еще не есть здание. Факты включаются в ткань науки лишь тогда, когда они подвергаются отбо­ру, классификации, обобщению и объяснению. Задача научного по­знания заключается в том, чтобы вскрыть причину возникновения данного факта, выяснить существенные его свойства и установить за­кономерную связь между фактами. Для прогресса научного познания особо важное значение имеет открытие новых фактов.

Факт содержит немало случайного. Науку интересует прежде всего общее, закономерное. Основой для научного анализа явля­ется не просто единичный факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Фактам нет числа. Из обилия фактов должен быть сделан разумный отбор некоторых из них, необходимых для понимания сути проблемы.

Однако факты приобретают научную ценность, если есть теория, их ис­толковывающая, если есть метод их классификации, если они ос­мыслены в связи с другими фактами. Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теоретического обобщения. Взятые же изолированно и случайно, вырванные из жизни, факты ничего не могут обосновать. Из тенденциозно подобранных фактов можно построить любую теорию, однако она не будет иметь никакой научной ценности.

Второе звено цикла – выработка гипотезы (или ряда гипотез) с целью решения проблемы. Гипотеза – это предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойств, определенных отношений. Гипотеза – это вид умо­заключения, пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточ­но изученной области мира, это своего рода посох, которым ученый ощупывает дорогу в мир неведомого, или, как сказал И.В. Гете, леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово. Любая гипотеза носит вероятностный характер. На этом уровне также происходит формирование сущностных связей, т.е. попытки связать сущностные явления определенными законами. Умение сформировать эти законы и связи не дается от рождения, а приобретается с опытом. В современном научном знании к гипотезам относятся более осторожно.

В силу своего вероятностного характера гипотеза требует провер­ки и доказательства, после чего она приобретает характер теории.

Третий этап цикла – теория. Это система объективно верных, проверенных прак­тикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи; это сис­тема суждений и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и осуществляющих научное предвидение. На­пример, теория атомного строения материи была долгое время ги­потезой; подтвержденная опытом, эта гипотеза превратилась в до­стоверное знание – в теорию атомного строения материи.

Научная теория – это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию.

Сегодня существует множество теорий, например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т.д. Обозначим основные черты научной теории:

1. Научная теория – это знание об определенном предмете или строго определенной, органически связанной группе явлений. Объединение знания в теорию определяется ее предметом.

2. Теорию в качестве важнейшего ее признака характеризует объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описание, вскрытие закономерностей их функционирования и развития.

3. Теория должна обладать прогностической силой, предсказывать течение процессов.

4. В развитой теории все ее главные положения должны быть объединены общим началом, основанием.

5. Наконец, все входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы.

Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Развитие науки связано с открытием все новых и новых законов действительности. Власть человека над окружающим миром изме­ряется объемом и глубиной знания его законов. Подчеркнем высокую роль и растущее значение науки в жизни современного общества с одной стороны, а с другой – опасные негативные последствия бездумности, а порой и откровенно преступного использования достижений науки. Последнее заставляет повышать в наши дни требования к нравственным качествам ученых, к этической, если ставить вопрос шире, стороне научной деятельности.

На основе глубокого познания вещей, их свойств и отношений человек может время от времени прорывать границы настоящего и заглядывать в таинственное будущее, предвидя существование еще неизвестных вещей, предсказывая вероятное и необходимое наступление событий. Венец научной работы есть, по словам Н.А. Умова, предсказание. Оно раскрывает нам даль грядущих яв­лений или исторических событий, оно есть признак, свидетельст­вующий о том, что научная мысль подчиняет задачам человечества силы природы и силы, движущие жизнь общества.

Предвидение составляет высшую ступень того «превращения сложного в простое», без которого не обходится ни один истинно талантливый ученый, который сквозь сумрак неизвестности и бес­конечной текучести разнообразных единичных явлений просматри­вает основной смысл совершающихся событий и, исходя из этого, понимает, «куда они текут». Например, Д.И. Менделеев предска­зал существование химических элементов, которые были открыты спустя столетие.

Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Предвидение дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное познание от­крывает возможность не только предвидения будущего, но и созна­тельного формирования этого будущего. «Предвидеть – значит управлять», – гласит известное изречение. Жизненный смысл всякой науки может быть охарактеризован так: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2020 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы