Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Особенности научного познания, его структура, формы и методы

Научное познание, как все формы духовного производства, в конечном счете, необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность. Различные виды познания по разному выполняют эту роль, и анализ этого различия  является первым и необходимым условием для выявления особенностей научного познания. Деятельность может быть рассмотрена как  сложно организованная  сеть различных  актов преобразования  объектов, когда продукты одной деятельности  переходят в другую и становятся ее компонентами. Предметная структура  деятельности -  взаимодействие средств  с предметом деятельности  и превращение его в продукт  благодаря  осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект деятельности , осуществляющего целенаправленные действия и использующего для этих целей  определенные средства  деятельности. С одной стороны средства  могут быть представленны в качестве  скуственных органов  чеовеческой деятельности, с другой,  они могут расматриваться  в качестве естественных объектов , которые взаимодействуют с другими объектами. Деятельность всегда  регулируется определенными  ценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос “ Для чего  нужна та или иная деятельность”  Цель на вопрос “  что должно быть получено  в деятельности?” Мы имеем дело с предметной стороной  изменения человеком природы , когда в функции предметной деятельности  выступают фрагенты природы,  а если в функции ее предметов  выступают люди и свойства то мы имеем дело с предметной стороной  практики , направленной на изменение  социальных объектов.. Человек сэтой точки зрения может выступать и как субъект и как объект практического действия.

Наука ставит конечной целью предвидеть  процесс преобразования предметов  практической деятельности ( объект в исходном состоянии) в соответствующие продукты ( объект в конечном состоянии) Поэтому  основная задаяа науки - выявить законы , в соответствии с  которыми  изменяются и развиваются объекты. Ориентация науки на изучение  объектов, которые могут быть  включены в деятельность , и их исследжования как подчиняющиеся объективным законам  функционирования и развития, составляют  первую, главную особеность  научного познания., которая отличает  ее от других форм познавательной деятельности. Наука ориентированна на предметное объективное  исследование действительности.Процесс научного познания  обусловлен не только  особенностями изучаемого объекта , но и многочисленными факторами социокультурного характера. Наука  в человеческой деятельности  выделяет только  ее предметную структуру  и все рассматривает только сквозь призму этой структуры. Наука может исследовать любые феномены жизни человека и его состояния, она может исследдовать и деятельность и человеческую психику, и культуру. но только под одним углом зрения -  как особые предметы, которые  подчиняются объективным законам. Субъективную структуру  деятельности наука тоже изучает но как особый объект.. Таким образо наука  может изучать все в человеческом мире но  в особом ракурсе и с особой точки зрения, наука не может заменить собой всех форм познания мира , всей культуры, и все что ускользает  из ее поля зрения . компенсируют  другие формы постижения духовного мира. Наука имеет систему  отличительных признаков  научного познания от обыденного : 1) установка на исследования законов  преобразования объектов  и реализующая эту установку предметность  и объективность научных знаний 2) выход науки за рамки  предметных структур производства и обыденного опыта  и изучене его объектов относительно  независимо от сегоднешних возможностей  их производственного освоения.

Важнейш. методы научного познания: 1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответсвующих действительным, называют методом 1). 2) Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступн. непосредств. иссл-ю, заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследователя. 3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. В XX веке наука активно математизируется.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы