Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Культура как предмет философского анализа. Многообразие подходов в исследовании культуры

Для историка культура включает составляющие: образование, наука, искусство. Для этнографа культура – это особенности быта данного народа (традиции, обычаи). Определений культуры более 600. Термин «культура» (латинск.) – обработка, изменение, улучшение, т.е. изначально «культура» - аграрный термин в Др. Риме; это матер. Процесс, связанный с обработкой земли. Цицерон: «Культура ума – это и есть философия» ( 45 г. до н.э.) . Теперь культура понимается как духовная деятельность человека.
До 18 века н.э.  культура не была объектом самостоятельного философского исследования. В средние века  игнорировалось изучение культуры. В 15 веке возникают университеты развиваются живопись, скульптура, литература. 18 век – эпоха промышленного переворота. Появляется необходимость осмыслить, что из себя представляет все то, что сделано человеком. Разработчиками философских проблем культуры становятся французские и немецкие просветители. Они отвергают феодальную культуру (доминировала  церковь) и предлагают классическую модель культуры, включающую в себя :
1.    Гуманизм: культура связывается с деятельностью человека, он создатель культуры, вне человека культуры не существует
2.    Рационализм: главная особенность человека – разум, благодаря которому он может преодолеть  свою биологическую ограниченность
3.    Историзм: просветители понимали культуру как исторический путь пройденный человеком.
Просветители рассм. человека как часть природы. Чел. как и природа развивается по объективным законам, одним из которых явл. стремление человека к счастью. Для этого люди и создают культуру и как составляющие культуры – гос-во, мораль, право, искусство. Культура – процесс постоянного прогресса.
Однако уже Ж. Руссо высказывает мысль, что то, что человек создавал как культуру для своего счастья, оказалось противостоящим человеку. Так гос-во стало силой, подавляющей народ, враждебной ему. Мораль стала лицемерной, ханжеской. Искусство стало элементом роскоши.  предлагает возвращение к естественному состоянию, к отсутствию гос-ва и частной собственности.
Общественные противоречия пытались разрешить представители немецкой классической философии. Кант предлагает концепцию природных задатков: человек ни добр ни зол. Разум и образованность не гарант культуры (в отличие от просветителей). Культура по Канту – это нравственность. Она автономна и вытекает из внутреннего долга, а не определяется приятностью или пользой. Фридрих Шиллер («О наивной и сентиментальной поэзии»): в современном обществе люди разделены имущественно  сделать человека культурным можно через искусство. Гегель: «Философия духа», 3-я часть его учения, – это философия культуры, т.к. право – элемент человеческой культуры. Право – это сфера свободы, оно противостоит феодальному произволу. Гарантом права по Гегелю явл. частная собственность на орудия труда и продукты деятельности, но не на природные богатства. О нравственной культуре человека нужно судить по его поступкам. Гос-во возникает не для человека, а человек для гос-ва. Гос-во должно господствовать над людьми, так как народ сам не знает чего хочет. Философия по Гегелю – вершина человеческой культуры. Задача культуры – приобщить человека к обществу.
Шопенгауэр, Ницше: господствующее начало, управляющее человеческим сообществом – воля к жизни, а не разум.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы