Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Наука как социокультурное явление. Социальные функции науки

Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функ¬ции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития.
Коперниковским переворотом, начавшимся четыре с половиной столетия назад, наука впервые оспорила у теологии ее право мо¬нопольно определять формирование мировоззрения. Ведь для того чтобы принять гелиоцент¬рическую систему Коперника, необходимо было не только отка¬заться от некоторых догматов, утверждавшихся теологией, но и согласиться с представлениями, которые резко противоречили обыденному мировосприятию. Должно было пройти немало времени, вобравшего в себя такие драматические эпизоды, как сожжение Д ж. Бруно, отрече¬ние Г. Галилея, идейные конфликты в связи с учением Ч. Дарвина о происхождении видов, прежде чем наука смогла стать решаю¬щей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения Вселен¬ной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т. д. Еще больше времени потребовалось для того, чтобы пред-лагаемые наукой ответы на эти и другие вопросы стали эле¬ментами общего образования. Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления культурно-мировоззренческих функций науки занятия наукой постепенно становились в глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой человеческой деятель нести. Иначе говоря, происходило формирование науки как социального института в структуре общества.
Что касается функций науки как непосредственной производи¬тельной силы, про¬цесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К. Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой. В условиях феодализма натуральное хозяйство продолжало обходиться ручными орудиями и ограничивалась преимущественно индивидуальным искусством и опытом мастеров. С зарождением капитализма, который поставил такие практические проблемы, которые могли быть разрешены уже только научно, с применением механики, математики. Дальнейшее развитие науки обуславливается неуклонно возрастающими потребностями производства и расширению мирового рынка.  Взаимосвязь научного и материального производства постоянно углубляются и совершенствуются. Сегодня этот процесс выражается все большей автоматизацией производства вплоть до частичной замены  работы человеческого мозга искусственным интеллектом, кибернетическими устройствами, компьютерами. Создание действительного богатства общества становиться менее зависимым от рабочего времени и количества затраченного труда, а более от науки и степени развития технологий. Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоян¬ных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные иссле¬дования и разработки, создание сетей научно-технической инфор¬мации и др.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы