Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Проблема критерия истины в современном научном познании; соотношение практики с другими критериями истины

В современной материалистической философии критерием истины выступает практика. Практика –как критерий истины, существует в трех основных видах
1.    Социально-политическая практика.
2.    Производственная практика.
3.    Эксперимент.
С т. зрения соврем. материализма вопрос о критерии истины есть вопрос о проверки отношений познавательного образа к объективной реальности, т.е. определение меры объективности познания. Эту меру объективности можно выявить только преобразуя предмет познания, осуществляя с ним действия в соответствии с имеющимся знанием о нем. Поэтому считается, что именно в действии проверяется истинность мысли, т.е. ее адекватность к предмету. Если человек в своих действиях правильно выразил сущность законов реального мира и построил свою деятельность в соответствии со своими законами, то практика как объективный процесс контролируемый своими законами, явл. эффективной. Эффективность практики проявляется в том, что она осуществляется в соответствии с идеальным планом, и в то же время осуществляет этот план.
Практика как критерий истины исп. не только в научный период, но и в донаучный. Она показала, что человек при помощи органов чувств и мышления в состоянии осозновать правильную  картину окружающего мира, способствует выживанию человека как биологического существа. На основе этой практике в целом образуется общественная практика.
В последствии появляется эксперемент, как вид практики. В начале он возник как только критерий проверки истинности знания. Впоследствии эксперимент становится и способом достижения нового знания. На основе науки формируется современное производство, которое также может выступать в качестве критерия истинны. Роль науки в производстве так велика, что сейчас наука стала производственной силой. Практика в современном научном познании рассматривается не столько как критерий истинности, сколько как инструмент формирования предмета и субъекта познания.
Нельзя преувеличивать роль практики. Она должна рассматриваться как общественно-исторический процесс. В  истории науки всегда очень негативно относились ко лжи и к заблуждению. Сейчас отношение к заблуждению изменяется. Сейчас заблуждение рассм. как такой же присущий познанию элемент как и истина. Он отличается от истины тем, что здесь может быть неверное отражение истины.
Заблуждения могут быть вызваны сложностью и неоднозначностью познавательной ситуации. Заблуждения могут быть связаны с индивидуальным творческим процессом отдельного взятого ученого.                        

.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы