Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Учение об истине. Диалектика объективного и субъективного, абсолютного и относительного, конкретного и абстрактного в истине

Проблема истины является одной из сложнейших и важнейших. Существует два подхода в понимании истины. 1. Классический. 2. Неклассический.
Классический подход. К нему относится теория истинности, которая считает, что истинное знание не сливается с предметом познания и истинное знание соответствует предмету познания (теория соответствия). Истоки такого понимания истины мы находим уже в древней греческой философии. Наиболее полно теорию соответствия выразили Платон и Аристотель, которые считали, что истина и ложь есть соответствие и несоответствие мысли и действительности.
В дальнейшем теория соответствия разрабатывалась в материалистическом направлении философии, но также теор. соотв. использовалась идеалистически мыслящими философами (Фома Аквинский, Лейбниц, Гегель). Отличие в понимании истины у этих философов от материалистов закл. в том, что истину они понимали как соответствие им миру идей, или объективности понятия или бытию знания и воли бога.
Кроме того, представители теор. соотв. могут быть и субъективные идеалисты. Например теория корреспонденции, которая разрабатывала позитивизм. В качестве предмета познания в этом случае выступает чувственный опыт субъекта, который фиксируется. И истина таким образом состоит в соответствии и несоответствии суждений чувственному опыту.
Неклассический подход. Возникает как критика тех проблем, которые осознаются в классических теориях истины и прежде всего в её материалистических трактовках. Проблемы: 1. Не смогли определить в рамках классич. теор. истины механизм соответствия мысли действительности. 2. Критерий истины.
Можно выделить неклассические теории истины:
1)    Когерентная концепция истины, которая пыталась отказаться от класич. подхода истины как соответствия истины реальному положи. дел и свела вопрос об истине к проблеме когерентности – т.е. непротиворечивости знания. Основатель И. Кант, который считал, что можно решить противоречие в классической теории принимая за истину согласованные и непротиворечивые знания.
В 20. в теория когерентности была возрождена неопозитивизмом (Отте Нейрат). О. Нейрат считал, что позитивная наука не должна пытаться развивать знания с реальным миром. Истинность научного знания заключается не в том, что это знание соответствует действительности или другой части знания, которая носит абсолютный характер, а в том, что всё знание представляет собой самосогласованную систему и именно свойство самосогласованности является тем объектом,к которому относится понятие истинности.
2)    Прагматическая концепция истины. Основателями этой концепции выступают Пирс и Джейтс (американцы, начало 20 в.). Прагматизм рассматривает истину как эффективность, практическую полезность знания. Наши убеждения и знания зависимы от нашей практической деятельности и влияют на наши действия, дают им направления указывают на средства. Если это влияние явл. эффективным, обеспечивает достижение цели, то наши убеждения явл. истинными. Современные философы считают, что элементы прагматизма в виде принципа эффективными могут быть ист. В современном научном познании.
Концепция истины возрождения в современном материализме.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы