Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Исторические формы диалектики и метафизики

Существуют разл. определения диалектики: учение о движении, учение о всеобщих законах, движение внешнего мира и мышления, учение о наиболее общих законах природы, общества и мышления, учение о всеобщей универсальной связи, учение об единстве противоположности. Наиболее общее определение: диалектика – учение о движении.
    Метафизика – учение о сущности бытия о его первоначалах, или первопричинах. В противоположность диалектике метафизика утверждает неизменность, устойчивость бытия.
    И Д. и М. явл. не только опред. теориями, но и методами, способами мышления и действия. В истории философии взаимосвязь Д. и М. противоречива. На всех этапах наблюдается их борьба друг с другом.
В истории Д. также прослеж. столкновение разл. точек зрения: объективной Д. (Д. бытия) и субъективной Д. (Д. мышления и познания). К историческим формам Д. и М. можно отнести учения, разраб. в опред. периоды общественного развития.
Мифологическая форма Д. – зарождаются такие Д-ие идени, как идея о всеобщей универсальной связи (все превращ. во все), идея развития (мифол-ий креационизм). Здесь же рассм. такие диалектич противоположности как рождение и смерть (идея бессмертия как возрождения богов). В общем мифологич. Д. была стихийной и фантастической.
Античная Д. – размежевание М. и Д. Космос с одной стороны мировое завершенное целое, с другой внутри него происходит нерерывное движение.  космос совмешал в себе противоположности покоя и изменчивости. Гераклит – представитель наивной диалектики: "Все течет, все меняется". В отриц. форме объективная Д. разараб. Элиатами: Зенон обосновывал неизменность, вечность, единство бытия, опровергал движение (апории). Термин Д. принадлежит Сократу (искусство ведения спора, беседы). Его ученик Платон детально разрабатывал Д. мышления и бытия. Дальнейшее развитие объективной Д. бытия в учении Аристотеля. Однако он в своих Д.-их рассуждениях был непоследователен: для объяснения процесса оформления материи он ввел понятие перводвигателя (метафизика, т.к. вводится внешняя сила).  Основателем античной М. явл. Парменид.
В средние века проблематика Д. и М. переходит в область теологии. В общем господствует М., что объясняется религиозными догмами. Источником самодвижения бытия явл. бог, который творит все сущее – религиозный креационизм. Идея поступательного линейного направленного развития, иерархичность бытия. Яркий представитель субъективной Д. средневековья П. Абеляр.
В эпоху возрождения диалектика бытия разрабатывается в натурфилософии. Ярк. представитель Д. Бруно, н. Кузанский (учение о минимумах и максимумах, о совпадении конечного и бесконечного).
В Новое время проблематика М. и Д. перемещается в сферу познания. Д. и М. начинают противопоставляться как противоположные методы мышления. Однако в связи с тем, что естествознание носило собирательный характер, доминировали аналитические методы (М.) вплоть до И. Канта (17-18 вв.).
Наибольший вклад в развитие диалектики нового времени вносит немецкая классическая философия. В учении Канта Д. и М. как бы уживаются друг с другом. Кант пытался рационально обосновать Д. Гегель внес наибольший вклад в развитие идеалистической диалектики, открыл ее основные законы, разработал систему категорий Д., диалектический метод и попытался применить его к объяснению всего мирового процесса развития.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы