Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Диалектико-материалистическое определение материи, его мировоззренческое и методологическое значение. Материальное единство мира

Каждое сколько-нибудь последовательное философс. мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором – с идеалистич. монизмом. Существуют филос. учения, которые стоят на позиции дуализма.
Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире. Но можно ли реальность, существование рассматривать как основание единства мира?  Это зависит от того, как трактовать саму реальность: существование может быть материальным, объективным и духовным, субъективным, воображаемым. Наши чувства, мысли, стремления, цели тоже реальны – они сущ-ют. Но это не объективн., а субъектив. существование. Если реальность, существование есть основа единства мира, то только  в том случае, если речь идет не о субъектив. существовании. Открытия Галилея, Ньютона, законы сохранения, спектральный анализ показали единство физ. законов и хим. состава земных и небесн. тел. А если даже будет где-то в далеких мирах найдено нечто «неземное», то и это ни в какой степени не поколеблет тезиса о материал. единстве мира: в нем ничто не может быть такого, что не вписывалось бы в понятие материи и ее многообр. свойств и отношений. Принцип материал. единства мира означает не эмпирическое сходство и тождество конкрет. систем, элементов и т. д., а общность материи как субстанции, как носителя многообразн. свойств и отношений.
Бесконеч. мироздание как в великом, так и в малом, как в материал-м, так и в духов-м неотступно подчиняется универс. законам, связующим все в мире в единое целое. Материал. монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящ. природе и общ-у субстанцию. Сознание – это и познание действительности, и ее составн. часть.  Между законами движения мира и сознанием человека нет непроход. пропасти. Сознание принадлежит не какому-то потустороннему, а к материальному миру.  Оно не сверхъестественный уникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи.

.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы