Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Проблема субстанции и проблема единства мира: их взаимосвязь, монистическое, дуалистическое и плюралистическое решение этих проблем

Бытие многообразно и вместе с тем это всегда связано с представлением о некой целостности мира. В связи с этим  философией была выработана категория субстанции, которая объединяет все существующие моменты. Категория субстанции была выработана еще в античности и показывала тот или иной вид вещества. Учение Спинозы о субстанции как причины самой себя, т. е. субстанция – то основание, которое не нуждается ни в каком другом основании.
В материализме субстанция (под которой понимается материя) – это та основа, из которой все материальные вещи возникают и в которой рассматриваются. С точки зрения диалектического материализма, субстанция выражает уровень познания мира, т. е. первоосновы на которых находится современное познание мира. Отсюда возникает вопрос о единстве мира.  
Субстрат – это то, из чего все сделано. Субстанция – это первооснова всего существующего, внутреннего    единства многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством которых они существуют.
Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего сущего одно начало (Гегель: мир – саморазвитие духа).  Т.е. М. признает одну определяющую субстанцию, все остальное производное от него. Существуют две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной и светской разновидности («Абсолютная идея, формы и другие идеальные начала являются первоосновой мира» - Гегель, Платон); материалистический монизм (материя – первооснова мира).
Дуализм – фил. учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами (Декарт, Кант). Т.е. дуализм исходит из принципа двух начал не связанных ни первичностью, ни вторичностью. Мир не является единым. Религиозная картина мира дуалистична (бренный мир и небесный мир). Это пытаются представить в единстве в Боге.
Плюрализм – концепция, по которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, не сводимых к единому началу (Лейбниц).
Сознание человека обладает свойством синтеза. Сознание человека, охватывая мир как равный, делает его единым. По Энгельсу единство мира заключается в его материальности, что доказывается всем трудным и долгим развитием философии и естествознания.
Материя  –  объективная  реальность,  существующая   по   своим   законам, независимо от сознания, субстанциальная основа всевозможных форм и свойств движения.
Каждое сколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи (материалистический монизм), либо из духовного начала (идеалистический монизм). Существуют также философские учения, которые стоят на позициях дуализма и плюрализма.
Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов материального мира в их объективной реальности, т.е. в том, что они объективно существуют. Однако это не может служить доказательством, если трактовать реальность как нечто духовное, субъективное, например наши чувства, мысли тоже реальны, но они носят субъективное существование. 
Открытия Галилея, Ньютона, законы сохранения, спектральный анализ показали единство физических законов и химического состава земных и небесных тел в мире нет такого, что не вписывалось бы в понятие материи и ее многообразных свойств и отношений. 
Субстанциальность, всеобщность и абсолютность материи характеризует материальное единство мира.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы