Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Основные проблемы современной религиозной философии

Классики религиозной философии: Фома Аквинский, Августин, В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский и др.
Традиционная ориентация религиозной философии рассматривает философию как деятельность, подчиненную богословию (теология, учение о боге), т.к. считается, что вера, на которой основана теология, выше разума, на котором основываются философские дисциплины (Фома Аквинский). Традиционная ориентация придерживается теоцентризма: все проблемы мира, человека, этики должны концентрируются вокруг проблемы бога, доказательства его существования.
В 20в. религиозные философы по большей части не посягая на пересмотр традиционной «иерархии проблем», в то же время выдвигают в центр философии социальные, этические проблемы или вопрос о человеке. В наибольшей степени скорректированными оказываются представления о взаимоотношениях религии, религиозной философии и науки. Если Фома Аквинский и др. классики стремились превратить не только философию, но и науку в служанку теологии, то современный подход к проблеме науки и религии формулируется след. образом.  С одной стороны признается, что благодаря науке и технике в современном мире уже осуществлены и еще будут осуществлены коренные преобразования. С другой стороны большую роль занимает критика науки, демонстрация противоречивости научно-технического прогресса (все беды проистекают из того, что современный мир «забыл бога» или вспоминает о нем довольно редко).
Современная религиозная философия все шире и активнее вовлекает в поле своего рассмотрения проблемы общества, человека, науки. Но при этом религиозная мысль делает себя более уязвимой для критики как изнутри, так и извне. Извне – когда нерелигиозные философы и ученые обнаруживают несоответствие между проблемами современного мира и предлагаемым религиозным пониманием их сути. Изнутри – когда религиозные философы раскалываются на лагерь догматиков, не желающих перемен, выступающих против любых попыток идейной переориентации, и лагерь обновленцев недовольных догматичностью, робостью предпринимаемых теоретических реформ.
Основные блоки проблем совр. рел. фил. – 1) бога; 2) человека; 3) нравственности.
1)    Суть состоит в доказательстве существования бога. Упрек: если бог действительно существует, почему необходимо столь упорно доказывать его существование. На этом основании некоторые «новаторы» предлагают вообще исключить данную проблематику из теологии и философии. Однако большинство религиозных философов с такими предложениями не соглашаются и исходят из того, что следует постоянно на каждом новом уровне развития преодолевать сомнения верующих относительно существования бога. Основанное Ф. Аквинским направление католической философии – томизм, – в настоящее время претерпело антропологическую переориентацию, выдвигая на первый план проблему человека (неотомизм – А. Штёкль, М. Де Вульф, Д. Мерсье и др.).  
2)    «Антропологический поворот» связан с решимостью философов-реформаторов в определенном смысле пересмотреть традиционную иерархию ценностей и проблем религиозной философии. В отличие от традиционного подхода, склонного говорить о «попечении» бога над судьбами человеческими, неотомизм (Г.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы