Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Разработка проблемы человека в волюнтаризме А. Шопенгауэра и философии жизни Ф.Ницше

Волюнтаризм – направление идеалистической философии, признающее волю как первооснову всего сущего. Различают два вида В. – как форму объективного идеализма (А. Шопенгауэр, Э. Гартман), и как форму субъективного идеализма (Штирнер, Ницше).
Артур Шопенгауэр (1788-1860)
Работы: «Мир как воля и представление».
Подвергая критике агностицизм Канта, считал, что лежащая в основе явлений «вещь в себе» есть первичная ничем не обусловленная «мировая воля». Движущей силой всех живых существ является «воля к жизни», носящая стихийный, инстинктивный характер, являющаяся основным движущим фактором развития и безусловным первоначалом мира. Сознательная воля производная по отношению к слепой, инстинктивной, индивидуальной воле.  Все явления есть разные ступени объективации воли. Воля, будучи темной и таинственной силой, крайне эгоцентрична, что означает для людей беспокойство, конфликты и тд. Ш. не просто уменьшил роль разума, он оспорил само понятие разума как области осознанной деятельности человека, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Интеллект по Ш. сам того не осознавая функционирует не по своему рациональному плану, а по указаниям воли. Воля не есть простой придаток разума, а специфический процесс, в значительной степени определяющий направленность и характер действий человека и результат этих действий. Воля для Ш. – абсолютное начало, корень всего сущего. Мир мыслится им как воля и представление  волюнтаризм – основной универсальный принцип философии Ш. Этика Ш. безотрадно пессимистична. Жизни неотвратимо присуще страдание. Счастье есть лишь временное освобождение от страдания. Мир – арена испуганных и измученных существ, которые живут за счет истребления других. Из признания доминирующей роли страдания следует сострадание в качестве важнейшего этического принципа. Разрешение трагедии человеческой жизни Ш. видел в умерщвлении плоти и в угасании рациональных исканий человека. Другой путь освобождения от страданий – искусство, художник созерцает саму сущность воли и ее адекватные вечные идеи, что позволяет умиротворить неистовство воли.
Ницше Фридрих (1844-1900).
Работы: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти».
Вслед за Ш. Н. в основе мира мыслил волю, как основную движущую силу становления. Центральным понятием у Н. является идея жизни, сформировавшаяся в направление «философия жизни». В человеке он подчеркивал телесное, биологическое начало. Интеллект есть лишь высший слой необходимый для сохранения организменных образований и в первую очередь инстинктов. Интеллект не познает мир, а систематизирует его в той мере, в какой это необходимо для практической потребности. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей. Н. отвергает идеи демократии, исторического прогресса, идеи равенства и справедливости «как разлагающие цельность человеческой природы». Он развивает концепцию абсолютного господства «высшей касты». Н. критикует мораль, считая, что она играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость и  расслабляя волю человека. Н. гипертрофировал волю, особенно волю к власти. По Н. все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти».

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы