Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Философия свободы Н.А. Бердяева

Работы: "Смысл творчества", "Смысл истории", "Дух и реальность", "Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого".
Философию Бердяева можно назвать философией личности, свободы и творчества. Человек у него – это, прежде всего личность. Если индивидуальность – это неповторимая комбинация биологических черт человека, то личность есть духовно-творческое начало в человеке. Дух возможен лишь там, где свобода, отсюда главная идея философии Б. –свобода. Он убежден в самоочевидности свободы человека. То, что человек сознает мир и тем самым возвышается над ним, уже свидетельствует о его свободе от мира. Однако свобода - это достоинство личности. Если взять народ в целом, то он к свободе не готов. Люди охотно отказываются от свободы в пользу материального т социального благополучия. Свобода не может подчиняться материальному интересу, она предполагает выбор – как шаг в неизвестность. Поэтому свобода доступна не всем, а лишь тем, кто может поставить себя выше обстоятельств. Свобода как выбор не может быть определена ничем, что стоит вне и над человеком. Исходя, из этого Б. дает свое определение свободы. «Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри, свобода есть моя творческая сила.  Это не выбор между поставленным передо мной добром и злом, а мое созидание добра и зла. Такая свобода является только моей свободой, и даже Бог не властен надо мной».
Творчество главное предназначение человека на земле. Сам мир представляет собой объективацию нашей духовности. В то же время объективация губит творчество, она стремится сделать личность частью общества  и тем поработить ее. Преодоление объективации предполагает примат личного начала над безлично-универсальным. Свободная социальность, полагаемая личностью изнутри, называется у Б. соборностью. Ей противостоит принудительная социальность, которой соответствуют порожденные объективацией эмпирические социальные институты – классы, нации, партии и т. д.
В центре — проблема человека, исходный пункт — возвышение свободы над бытием, свободу не определяет даже Бог, она есть самодовлеющий характер, стоит в одном ряду с Богом, творчеством, духом. Онтология Б. строится на противопоставлении духа и природы. Дух — субъект, воплощающий в себе свободу, творческое начало, духовность. Дух — это Бог, Природа — все, что не находится в духе, что объективно, множественно и делимо в пространстве. Это объекты, вещи. Отношение духа и природы Б. определяет дуалистически: два обособленных мира, имеющие общий источник, первичный принцип. Бытие проявляется и раскрывается в человеке и через человека. Человек есть он существо беспредельное, свободное и творческое, по подобию Бога. В то же время он существо природное и ограниченное. Отсюда отличие: личность есть категория духовно-религиозная, индивид — натуралистически-биологическая, часть природы и общества. Становление человека Б. понимает как приспособление к богочеловеку, единение с Богом.  Бог есть смысл и истина мира и духа. Поэтому человек сам по себе, без бога не самодостаточен. Разрешение проблемы дуализма человека возможно лишь в царстве Божьем.
Философская антропология — в центре рассуждений Б. Внимание философии должно быть обращено к личности, а не к абстрактному человеку (против гегелевской концепции).

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы