Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Славянофильство и западничество как становление русского самосознания

Своеобр. направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. Представители: Кошелев, Самарин, Даль, Тютчев, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Аксаков.
Родоначальником славянофилов стал Хомяков А.С. Работа «О старом и новом» (стала программой). Изложил соц.-политические и фил.-исторические воззрения славянофилов, которые переплетались с его учением о церкви.
В центре внимания славянофилов (сф.) находятся судьбы Р и ее роль в мир истор. процессе. В самобытности исторического  прошлого они видели залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их мнению, зап. культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраж. в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты. Россия сохранила главное – православие и общину. Возрождение форм патриархата, возврат к православным идеалам Святой Руси – это соц-ист концепция имеющая провиденциальный и религиозно--мистический характер.
Славяноф. развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе. Хомяков – учение об иерархической структуре души и ее "центральных силах". Киреевский – "внутреннее средоточие духа". Достижение целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее общины, дух основа которой - церковь. Под церковью Хомяков понимал прежде всего духовную связь, соборно объединяющую множество верующих в любви к истине.  Подлинный идеал церковной жизни по Х. есть только в православии, т.к. именно здесь гармонически сочетаются единство и свобода (в зап. Европе принцип соборности нарушен: в католичестве – во имя единства, в протестантизме – во имя свободы) в зап. Европе это привело к рационализму, враждебному духу церкви. Х. отвергает рационализм и обосновывает необходимость цельного знания (живознания), источником которого также выступает соборность или совокупность мышлений, связанных любовью.
Истор прогресс связан с отысканием "духа смысла". Сущность мира м.б. познана лишь синтезом всех духовных функций чел, так называемой "Разумной Зрячестью" или "живознанием", исходное начало которого – религия. При этом трагизм чел жизни в том, что будучи призванными к свободе в церкви, они уходят от свободы в природную или социальную необходимость, становясь ее рабами.

    Западники-материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870), Огарев, Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения. После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не без помощи Феерб), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию, идею о том, что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи – мозга, критиковали церковь.
Герцен. Основоположник народничества. Единство бытия  и мышления, природа сущ-ет независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов бытия. Старался найти метод познания, явл. единством опыта и умозрения. В фил истории – проблема общественного закона, который есть сочетание стихийного хода истории (бессознательная жизнь народа) и сознательная деятельность индивидов, человек есть венец творения, сознание человека не вне природы,  а разумение о себе.
Ценность личности в разумном и нравственном деянии.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы