Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Формирование основных проблем русской философии П.Я. Чаадаева

Работы: «Философские письма», «Апология сумасшедшего».
Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-1856).
Кратко: выражал горькое негодование по поводу отлученности России от «всемирного воспитания человеческого рода», национального самодовольства и духовного застоя, препятствующих осознанию и исполнению предначертанной свыше исторической миссии. Участвовал в борьбе западников против славянофилов, представлял мировоззрение прогрессивно настроенного дворянства России. Позже переходит на позиции католицизма. Критика самодержавия, православия и крепостничества. В целом Ч. объективный идеалист. 
Тезисы:
Его общефилософская концепция — дуалистическая. Физический мир построен из атомов и молекул, т.е. элементов материальных, из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве, которое есть объективная форма внешнего мира, и во времени, которое субъективно. Движение и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма, который, однако, ограничивался миром физических явлений. Сознание человека не подчинено механистическим закономерностям природы, а является результатом божественного творения. Познание по Чаадаеву тоже дуалистично: в области естествознания действуют рационалистические и эмпирические методы, а в духовном мире, объекты которого обладают свободой, действует откровение.
Человек есть объективное единство двух миров – физического и духовного, как существо свободное, которое в своем историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. Задача философии изучать человека именно как духовное существо. Наиболее общие законы мира человек не может понять без наития свыше, отсюда большая роль божественного закона в природе в духе объективного идеализма.
Идеи коллективизма — человеческая коллективность определяет индивидуальность, а коллективный разум — субъективный. Коллективная сущность человека есть то, чем он отличается от животного.
На понимании соотношения необходимости и свободы во многом строится и концепция философской истории Ч, связанная прежде всего с заботой о судьбе России. Здесь его взгляды эволюционировали. В начальный период он считал необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к России — единение России с другими народами). Затем взгляды Ч в отношении судеб России изменились. Он стал рассматривать оторванность России от мирового исторического процесса как преимущество, которое позволит быстро овладеть достижениями западной цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков. Он говорил, что Россия отстала от Запада, потом перешел к мнению об особой роли России, которая еще отыскивает свою национальную идею. В развитии общества особую роль играют религиозно-нравственные начала, для наступления царства Божия необходимо религиозное воспитание человечества. При этом необходима модернизация веры, а в обществе будут царить равенство, братство и свобода. Не сочувствуя социализму, предрекал его победу в силу того, что остальное еще хуже.
Центральная проблема – проблема истории философии, исторического смысла. Ч. утверждал что характер всемирного исторического процесса определяется не объективными стихийными законами и не деятельностью исторических личностей, провидением, определяющим разумную деятельность человека.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы