До 10 в. (принятия христианства) господствующее положение занимало языческое мировоззрение, тесно связанное с обожествлением сил природы. В 10-17 вв. р.ф. развивалась в условиях феодализма и господства христианской религии. Важным фактором становления р.ф. после принятия христианства явилось общение с духовной и философской культурой античности и Византии («Источник знания» Иоанна Дамаскина, «Шестоднев» Иоанна Болгарского и др.). При этом и в самой языческой культуре Руси, фольклоре, взглядах на природу созревали предпосылки возникновения философского сознания. Важным источником познания средневековой общественной мысли и народного самосознания явл. поэма «Слово о полку Игореве» (12в.). В законодательном своде «Русская правда» (11-12 вв.) нашли отражение мировоззренческие, правовые и политические проблемы, возникающие в условиях формирования феодализма. Р.ф. отличалась большим интересом к этической, нравоучительной проблематике, практической этике («Поучение Владимира Мономаха» (12 в.) и др.). Идеи философско-исторического характера содержались в летописях. «Повесть временных лет» трактовала о происхождении государства на Руси, о ее месте среди других стран мира. Средневековое осмысление истории отличалось социально-политической направленностью, заботой об укреплении рус. государства.
В 15–16 вв. подъем рус. средневековой культуры вызвал усиление интереса к древнегреческой и византийской учености, усложнение философского мышления, критику пороков феод. общества (Максим Грек – 16 в.). 17 в. поднял процесс развития философского знания на новый уровень: открылись новые учебные заведения, где читались систематические философские курсы. Наметилось сближение философии с естествознанием, что способствовало в дальнейшем складыванию осн. типов философского мышления, характерных для европейской философии нового времени.
В качестве самостоятельного духовного явления о русской Ф. может идти речь с к. 18-н.19 в. В широком смысле р.ф. этого периода явл. продуктом взаимодействия самобытных идей русского православия и воззрения франц. ф-фов эпохи Просвещения. В 19 в. р.ф. формировалась при заметном влиянии Шеллинга и Гегеля (Веланский, Давыдов), а позднее позитивизма и мат-зма (Киреевский, Белинский, Герцен, Бакунин). Последний в результате генезиса своих взглядов стал идеологом русского анахронизма. Среди последователей мат-зма и позитивизма Н.Г.Чернышевский, П. Лавров, М.М.Филиппов. Первая попытка связать марксизм с р.ф. была сделана В.Г. Плехановым и в последствии развита Лениным. В к. 19 в. начинает формироваться русская мистически-религиозная Ф. Сначала получила отражение в произведениях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Последний дал. философско-психологический анализ т.н. пограничных ситуаций. Принято считать, что он явл. предтечей экзистенциализма. Первые известные за пределами России представители русской православной Ф. – Соловьев и Флоренский. Соловьев сформировался как ф-ф под воздействием Канта и пришел таким образом к оправданию мистического христианства. Благодаря этим ф-фам детальную разработку получили такие этико-религиоаные понятия как "соборность", "софийность", "всеединство" и "общее дело".