Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Марксистская философия

Предпосылки возникновения диалектико-материалистической философии (маркс-кой):
1.    Экономич. и социально-политические предпосылки. К 40-м годам 19 века проявилось главное противоречие м/у трудом и капталом, общественным характером труда и частным способом присвоения. Для разрешения этого противоречия необходимо было проникнуть в экономический механизм жизни общества. М. и Э. пришли к осмыслению, что движущей силой всех социальных коллизий является противоположность в первую очередь экономических интересов. В 1825 г. разразился первый кризис перепроизводства, который впоследствии повторялся закономерность. Классовые механизмы были открыты еще до М: их возникновение объяснялось как захват одних народов другими. Но т.о. объяснить появление классов буржуазии и пролетариата было невозможно необходимость разобраться в экономических механизмах общества также социальные предпосылки, связанные с появлением новых классов.
2.    Естественнонаучные. Открытие клеточного строения растений и животных (конец 30-х г.г.), закон сохранения и превращения энергии (40-ые годы), учение эволюции Дарвина (50-ые г.г.) разделение диалектику на объективную (д-ка природы) и субъективную (д-ка мышления).
3.    Теоретические (философские). Учение Гегеля и в особенности Фейербаха (Э.), который выступил как связующее звено между М.Э. и Гегелем.
Этапы становления учения М.:
1.    Общий – до 1848 г., который завершился манифестом коммунистической партии. Создавалась марксистская философия, мировоззрение, были сформулированы осн. идеи диалектического материализма.
2.    1848-1871 – экономическое учение марксизма и издание первого тома «Капитала».
3.    До кончины М. и Э. Период обобщений, внимание на социально-политическую проблематику.
Основные идеи марксизма и их значение.
Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические предпосылки, а выводы современного естествознания; 2)  М.  открыто  признал свою связь с интересами определенного класса – пролетариата; 3)  как  следствие ставится принципиально новая задача – не  ограничиваться  объяснением  мира,  а выбрать методологию его  преобразования,  в  первую  очередь  – преобразования общества  на  основе  сознательной  рев-ой  деятельности;  4)  отсюда  центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве  мира на  область  практики;  5)  это   приводит   к   тому,   что   мат-зм   впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец  сами  познание  и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться  не  как  продукт развития природы, но как результат  сложной  исторической  общественно-трудовой деятельности, т.е. практики. История рассматривается объективно, вне личности; 7) гл. идея – материалистическое восприятие истории: не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, но при этом допускается возможность влияния общественного сознания на общественное бытие (в отличие от экономического детерминизма).
Заслуга М.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы