Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха. Л. Фейербах о природе и сущности религии и морали

Работы: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Предварительные тезисы к реформе философии», «Основы философии будущего».
Заслуга: восстановил в своих правах материализм в условиях господства идеализма и религии.
Ф. показал, что философская система Гегеля – это плод воображения. Все наоборот, не природа является порождением мирового разума, а она существует сама (материализм).
Ф. считал, что истина ни в материализме, ни в идеализме, а в учении о человеке (антропологии). Ф. был материалистом снизу и идеалистом сверху: материалистически понимал природу, идеалистически понимал историю.
Недостаток философии Ф. это метафизичность. Он вместе с философией Г. отбросил и его диалектику: развитие не отбрасывал полностью, но трактовал его метафизически.
Ф. отрицал наличие противоречий в реальном мире. Это не позволило ему решить многие важные задачи.
Учение о человеке Ф. (антропологизм) абстрактно. Это некий человек вообще, вне зависимости от пространства, времени, общества, т.е. не в развитии. Материализм Ф. не сводит всякую реальность к механическому движению (в отличие от мат-ма 18 в.)  и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. В центре внимание Ф. – человек, единство души и тела. Человеческая природа толкуется Ф. биологически и отдельный индивид у него не исторически-духовное образование (как у Гегеля), а звено в развитие человеческого рода.
Другой недостаток – учение о религии. Ф пытался создать свою религию – религию без бога. Он пытался обожествить человеческие отношения, отношения любви. Религия рассматривается Ф. как бессознательное самосознание человека (идеализм). Первейшая задача философии состоит в критике религии. Религия (и идеализм) возникают из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Для освобождения от религии  необходимо понять, что человек – не творение бога, а часть вечной природы. Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к бону есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви – любви к другим людям. 
Учение о морали Ф. оказалось довольно «тощим». Он провозглашает право человека на счастье, но с другой стороны на это накладывает буржуазные отношения. В итоге учение о морали менее содержательно, чем у Гегеля. Мораль Ф. построена на свойственном человеку стремлению к счастью, но абстрактна и носит внеисторический характер.
Т. образом значение Ф. не столько в каком-то собственном вкладе, сколько во взрыве гегелевской системе, что расчистило путь новым мыслителям.
Философские идеи Ф.:
1)    Мировой разум – человеческий разум, оторванный от человека, но это нереальное, игра воображения.
2)    «Смерть естественная – та смерть, которая есть результат законченного развития жизни, не есть беда. Смерть, однако, которая  есть следствие нужды, порока, преступления, невежества, грубости – конечно зло. Эту смерть устраняйте из мира сего. Или во всяком случае пытайтесь как можно больше сократить сферу ее действия. Так обращается к человеку».
Ф. – метафизический материализм, атеизм, не признавал марксизма, подчеркнул связь идеализма и религии, выдвигает на передний план проблему сущности человека, но провести последовательную материалистическую точку зрения в этом вопросе не удается из-за того, что человек абстрактный индивид, биологическое существо, за эмпиризм и сенсуализм, против агностицизма.

.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы