Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Основные идеи философии Шеллинга. Шеллинг о природе и сущности человеческой свободы

Работы: «Система трансцендентального идеализма»
Ш. делает исходным пунктом своего учения тождество противоположностей субъекта и объекта. Критикуя Фихте за то, что природа у него рассматривается как голый материал для субъекта, Ш. концентрирует свое внимание на проблемах натурфилософии. Задачу последней он видит в том, чтобы раскрыть последовательные стадии развития природы от низших форм к высшим. Природа при этом толкуется как проявление бессознательной жизни разума, который как бы проходит ряд этапов от низших – неорганической природы – до высших, органических и находит свое завершение в появлении сознания. Проблема соотношения бессознательных и сознательных форм жизни разума, поставленная уже у Фихте, приобретает у Ш. первостепенное значение. Ш. пытается обнаружить параллелизм, существующий между различными уровнями развития природы (механистическими, химическими, биологическими законами), с одной стороны, и ступенями развития человеческого сознания, с другой.
Ш. предпринимает построение диалектической картины развития природных процессов и форм. Природное тело понимается им как продукт взаимодействия противоположно направленных сил. В каждом явлении природы Ш. видит продукт борьбы противоположно направленных сил; эта борьба составляет структуру всего живого.
Опираясь на новые открытия в физике, химии, биологии Ш. выступил с критикой механицизма в естествознании, стремясь показать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни.   
В учении Ш. преодолевается противопоставление мира природы как феноменального и мира свободы как умопостигаемого. Обе сферы рассматриваются как развивающиеся из единого начала, представляющего собой абсолютное тождество субъекта и объекта, точку «безразличия» обоих. Философия природы и философия тождества Ш. – это объективный идеализм, главная задача которого состояла в том, чтобы показать как из единого первоначала, которое есть ни субъект, ни объект, рождается все многообразие универсума. Ш рассматривал такое возникновение как некий «творческий акт», который будучи непознаваемым для разума, является предметом особого рода нерационального постижения – интеллектуальной интуиции, представляющей собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Поскольку интуиция такого рода присуща лишь немногим одаренным натурам, постольку философия, как и искусство, есть удел гениев. С т. зрения Ш. искусство, а не наука, как полагали прежде, есть органон философии.
Идею свободы Ш. увязывал с феноменами добра и зла. Та воля свободна, для которой одинаково возможны и то и другое человек стоит перед выбором. При этом человек – социальное существо в нем зло побеждается добром. 
Шеллинг (1775-1854): учился в Тюбенгемском богословском  институте, где учился одно время Гегель (эти основания богословские играли важную роль на их становление).
Его поворот от натурофилософии к религии сыграло роковую шутку. Он был поначалу последователем Фихте, но потом приступил к разработке своей ф-и, т.к. пришел к выводу что природа сама имеет свое развитие. Что побудило его к этому? Прежде всего те открытия, к-е были сделаны в его время (эл-во, гальвано-электричество). Несколько его положений: в природе нельзя мыслить не единство без раздвоенности, не раздвоенности без единства.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы