Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Основные проблемы философии Фихте. Фихте о природе и назначении человека

Работы: «Речи к немецкой нации», «Наукоучение».
Фихте попытался в философии Канта устранить идею предметов самих по себе и диалектически вывести все содержание знания (теорию и практику) из деятельности нашего Я.
Ф. указал на противоречивость понятия «вещи в себе» – непознаваемой, не влияющей на мир и в то же время заключающей в себе причину явлений. Устранив это противоречие Ф. стремился преобразовать критический метод К. в субъективный идеализм. Для Ф. подлинная реальность – единство субъекта и объекта, причем ведущую роль играет субъект.
Главный вопрос кантовской «Критики чистого разума»: «как возможны синтетические априорные суждения?», т.е. как возможно научное знание – остается центральным и у Ф.  Ф. называет свою философию «учением о науке».
Философия Ф. как и К. – это этически ориентированный идеализм. Однако Ф. в отличие от К. не проводил разделения между миром природы, где царит необходимость, закономерность, изучаемая наукой, и миром свободы, основу которого составляет целесообразность. В абсолютном Я Ф. теоретическое и практическое начала совпадают и природа оказывается лишь средством для осуществления человеческой свободы, утрачивая ту самостоятельность, которую она имела в философии К. Активность, деятельность абсолютного субъекта становится у Ф. единственным источником всего сущего. Условие совместного существования существ – добровольное ограничение свободы каждого лица. Гос-во есть гарант реализации права.
Деятельность Я нуждается в некотором препятствии, преодолевая которое она развертывает все свои определения и, наконец, полностью осознает себя, достигая тем самым тождества с самим собой. Такое тождество, впрочем, не может быть достигнуто на протяжении конечного времени: оно является идеалом к которому стремится человеческий род, никогда полностью его не достигая. В этом движение заключается смысл исторического процесса.
Фихте доказывал, что человеческое сознание активно не только тогда, когда оно мыслит, но и в процессе восприятия, когда оно подвергается воздействию чего-то вне его находящегося. Для объяснения процесса восприятия не следует ссылаться на действие «вещей в себе», а необходимо выявить те акты самодеятельности Я, лежащие за границей сознания, которые составляют невидимую основу «пассивного» восприятия мира.
Я у Ф. состоит из «индивидуального Я» каждого человека и «абсолютное Я», являющееся некой абсолютной реальностью никогда полностью недоступной нашему сознанию. Индивидуальное и абсолютное у Ф. то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются. Эта пульсация совпадений-распадений – ядро диалектики Ф., движущий принцип его системы.

.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы