Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Философия И. Канта и ее основополагающие идеи. Этическая концепция И. Канта

Работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
В творчестве К. выделяют этапы: 1) докритический (ранний); 2) критический (зрелый).
На первом этапе К. занимался наукой, естествознанием (гипотеза Канта-Лапласа о естественном происхождении Солнечной системы, гипотеза о влиянии приливов и отливов на скорость движения Земли вокруг своей оси). На втором этапе К. занимался философией и выстроил систему, которая последовательно отвечает на вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? (этика) 3. На что я смею надеяться? (философия религии) 4. Что такое человек и каким он должен стать, чтобы быть человеком? 5. Учение о целесообразности и красоте (эстетика). 6. Учение о праве, государстве, обществе (социально-политическое учение).
Теория познания К. изложена в работе «Критика чистого разума» (критика по К. есть исследование возможностей и границ познания, чистый разум – теоретическое или научное учение). Предметом рассмотрения выступает познавательная деятельность субъекта (человека). Эмпиризм и рационализм К. воспринимал как крайности. Он пришел к выводу, что в научном знании присутствует как опытное (эмпирическое) так и априорное знание. При этом априорны только формы познания, содержание же целиком приобретается в опыте. К. выделял априорные формы чувственного восприятия и априорные формы интеллектуальной деятельности. Все априорные формы К. разбил на четыре группы по три в каждой (среди них причина и следствие, необходимость и случайность).  Познание по К. это синтез чувственного материала и априорных форм, отражающих законы нашего сознания. Без чувственных впечатлений предмет не может быть нам дан, а априорные формы могут быть лишь бессодержательными понятиями. А без априорных форм мы не сможем понять, что мы воспринимаем. Синтез происходит при помощи воображения. Итак, по К. в процессе познания человек активно творит предмет познания на основании законов собственного сознания, т.е. познает не саму реальность, а ее модель, сконструированную в результате активности сознания.  
Проблема «вещей в себе». Согласно К. наше сознание имеет объективный источник, т.е. оно возникает в результате воздействия на наши органы чувств объективного мира, т.е. предметов существующих независимо от нас, т.е. «вещей в себе». Кант допустил, что вне наших ощущений существует объективная реальность и она порождает у нас ощущения. Однако при этом К. считал, что вещи сами по себе принципиально не познаваемы (идеализм).  К. критиковали материалисты за последний тезис, и критиковали идеалисты за существование вещей самих по себе (Юм). По К. вещи в себе, воздействуя на наши органы чувств, являются нам в ощущениях, в познавательных образах, т.е. порождают в нас явления, феномены. И то, что мы знаем непосредственно, это и есть феномены, явления, а не сами вещи. Сами вещи в себе непосредственно нам недоступны. К. пришел к выводу, что научное знание не может полностью познать мир (агностицизм). 
Проблема антиномии разума. Разум – интеллектуальная способность, которая является сферой философии. С помощью разума человек может приходить к широким обобщениям, формулировать идеи, направляющие познания. В силу этой способности разум выходит за пределы возможного опыта (например идея мира в целом, идея души, идея бога) и впадает в противоречие с самим собой, т.е.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы