Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Философские идеи Вольтера и Руссо

Вольтер (1694 – 1778) сыграл главную  роль в том, чтобы просветительское движение развилось, окрепло и приобрело многих сторонников. Как идеолог предреволюционной буржуазии, он открыл дорогу ее союзу с другими слоями «третьего сословия», но его дворянский  камзол и привязанность к кругам просвещенной знати  обусловили немало компромиссных черт в его мировоззрении. Враг деспотизма и насилия, недоверчиво относился к буржуазной олигархии.
Вольтер развивал философские воззрения в духе «деизма разума». В рамках этих воззрений он набросал  представление о боге как о «философе на троне неба», законодателе правил природы и морали и судье над людьми. Бог повелел один раз, и «вселенная повинуется постоянно». Правда, функции наказания и вознаграждения выходили за пределы «классических» деистических взглядов, но не это было главным в учении Вольтера, ибо он отрицал всякую пользу обрядов и молений. Главным  было то, что Вольтер противопоставил свое учение христианству с его сказками о грехопадении и спасении и бичевал моральные доктрины всех существующих «мировых» религий. В то же время с помощью социальных  аргументов он отвергал атеизм, полагая, что религия,  хотя бы и в самой абстрактной, деистической ее форме,  призвана быть плотиной для чувств разбушевавшейся  «черни». Впрочем, в 60-х годах Вольтер писал уже только о «вероятности» деизма, но в отношении атеизма остался при прежнем убеждении.
Вольтер замечает, что атеизм представляет собой «самое  большое заблуждение разума», не понимающего, что вселенная нуждается в своем «часовщике». Вольтер пытался доказать ошибочность атеизма в первой главе своих «Основ философии  Ньютона» (1738) и в других сочинениях; но характерно, что в статье «Атеизм» сам же обращает внимание на социальные причины этого явления: своим жестоким правлением тираны невольно заставляют угнетенных утратить всякую веру в бога и в божественный промысел.
В истории философии ХVIII в. Вольтер завоевал  себе место как пропагандист сенсуализма Локка среди французских просветителей и как мыслитель, который остро сформулировал и поставил ряд проблем, хотя их и не  решил. В виде дилемм им были выдвинуты следующие три  основные проблемы: 1) Существует ли в мире зло и если  да, то каков его источник? 2) Материальный или же духовный источник присущ движению, жизни и сознанию? 3) Имеет ли или же не имеет исключений в своем действии фатализм?
Первая из этих трех проблем приобрела характер апории для Вольтера потому, что он с самого начала на пути  к ее разрешению возвел препятствие в виде понятия мудрого и справедливого божества, от которого невозможно  ожидать зла. Сначала Вольтер в размышлениях по этому  поводу находился под влиянием оптимизма Лейбница и  Шафтсбери. В повести Вольтера «Задиг, или судьба» спор  все же остался нерешенным, и Вольтер сам не очень был  уверен в предположении, согласно которому теперешнее  зло дает побеги грядущего добра.
Жан Жак Руссо (1712-1778), своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление, он способствовал приближению революции во Франции. Веря в существование Бога, и признания бессмертия души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начало.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы