Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Особенности и основная проблематика французского материализма эпохи Просвещения (XVIII в.)

Новый высший этап в развитии материалистической и просветительской мысли. В отличие от английского материализма 17 в., который во многом отражал компромисс между буржуазией и дворянством, фр. материализм (ф.м.) был мировоззрением прогрессивной буржуазии целью ф.м. было идейное вооружение широкой части общества: буржуазии, ремесленников, интеллигенции. Представители: Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах.
В основе ф.м. лежит ньютоновская механика и идеи Локка (ф.м. в придерживался теории материалистического сенсуализма и эмпиризма Локка, но освободил ее от колебаний в сторону декартовского рационализма), рационалистический материализм физики Декарта.
Для французского Просвещения основой человеческого разума выступала природа. Следовать разуму и означало следовать природе. Французские философы защищали принцип материальности мира в его механической форме. Большинство Французских мыслителей исходили из принципа: если человек, его личные качества зависят от окружающей среды, то и пороки также являются результатом влияния этой среды. Необходимо преобразовать эту среду и прежде всего общественную, чтобы переделать человека.
Особенность ф.м. – ориентация на естествознание 18 в. Механика легла в основу представлений Гольбаха, Ламетри, Гельвеция о мире, человеке, познании: Гольбах: реально не существует ничего, кроме материи и ее движения, которое есть способ ее существования (движение сводится к механическому перемещению) ограничение представления о детерминизме в природе, о закономерности, о сущности человечского познания.
Жульен Офре де Ламетри.(1709 - 1751) в общей форме высказал почти все идеи, кот. были затем развиты Гельвецием, Дидро, Гольбахом. Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что мат. вязана с движением. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в прир. которой корениться не только спос к движению, но и всеобщая потенциальная спос к чувствительности или к ощущению. Указывал на матер. характер одушевленности животных и человека. Все наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным в-вом мозга. Душа есть проявление и функция мозга. человек есть такое же животное, только отличается развитием ума. При этом изучал человека как механизм, надеясь, что это приведет к раскрытию сущности его мыслительной и чувственной деятельности.
Поль Анри Дитрих Гольбах. (1723 - !789) Самое крупное его произведение - "Система природы", в написании которой приняли так же некот участие Дидро, Нэжон. В основе этого трактата мысль о сводимости всех явл. природы к разл формам движения материальных частиц в своей совокупности образующих вечную несотворенную природу. Основу всех проц. природы составляет материя с присущим ей св-вом движения. Мат. процессы - явл. строго необходимыми, случайность и целесообразность исключается. Учение о необходимости распространяется и на человека. Материя  состоит из неизменных и неделимых атомов, свойства которых --- протяженность, вес, фигура, непроницаемость.
Учение о прир. получило развитие в работах Дени Дидро (1713 - 1784). Прошел путь от этического идеализма и деизма до материализма в учении о бытии, психологии, теор. познания. Материалист. сочинения : "Племянник Рамо". "Разговор Даламбера с Дидро", "Сон Деламбера". Внес в учение о природе элементы диалектики.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы