Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Особенности и основные проблемы английской философии 18 века

Английская философия эпохи просвещения (18 в.) занимает очень важное место в истории европейской культуры. Она явл. родоначальницей просвещения. Англ. просвещение отличается особой умеренностью. Отчасти это объясняется традициями: для Англии очень важен был критерий здравого смысла. Кроме того, англ. просвещение сложилось после буржуазной революции.  Просветители не столько готовили, сколько осмысливали произошедшее. 
Англ. философия развивала традиции эмпиризма и номинализма. Основоположник англ. просвещения Дж. Локк, рассматривающий два круга проблем: 1) гносеологические; 2) политические.
В работе «Опыт о человеческом разуме» Локк подвергает критике важную идею рационализма – идею о врожденном знании. На основании своих исследований в области психологии он приходит к выводу, что сознание новорожденного представляет собой «чистый лист». Гл. источник знания – чувственный опыт. Также человек не имеет врожденных моральных чувств, принципов. У человека нет врожденной идеи бога (иначе как объяснить язычество, атеизм? ). Однако это не означает, что бога нет: о нем мы узнаем из опыта. Локк сторонник деизма. Локк выделял две разновидности опыта: внешний (чувственные впечатления от действия на наши органы чувств извне - ощущения) и внутренний (наблюдение за собственными движениями души - рефлексия).
Локк считал что существуют впечатления первичных качеств (адекватно отражают свойства объектов, например – размер, расстояние, движение) и вторичных качеств (субъективны, зависят от органов чувств, например – цвет, звук, запах, вкус).
Локк  не сводил все только к ощущениям, а отводил большую роль разуму в познании. Опыт дает лишь материал знания, разум обобщает этот материал, комбинирует, создает сложные идеи и т.д.
Локк придерживался традиций умеренного номинализма: реально сущ-ют только единичные предметы, а общие понятия возникают в результате абстрагирующей деятельности разума. Общие понятия – это лишь имя, название.
При всей важности разума тем не менее «нет в разуме ничего такого, что предварительно не содержалось бы в чувствах».
. Вступление. 18в в истории Ф мысли занимает очень важное место. Это как бы переход от нового времени к новейшему. Очень важно посмотреть на этот век не только в ретроспективном взгляде, но и что и как думают, как решали проблемы, не зная что будет после. Мы теперь знаем а как дальше развивалась философская мысль (ФМ) - что в 19в, что в 20в. Каждый ф-ф интересен не тем что он сказал, а каким звеном он оказался во    всей Ф. Нельзя рассматривать историю Фм отдельно от истории развития общества. Мы должны рассматривать английскую Ф 18в, ее место, значение в Фм 18в. Джон Локк - это продолжение традиции англ. империзма и материализма (есть и другие мнения о его Ф). Постоянно должна прослеживаться связь м/у различием того или иного ф-фа и уровнем развития естествознания.
Основные проблемы английской Ф 18в. Джон  Локк(1632-1704): ближе к 17в нежели к 18в. Он явился связующим звеном Ф 17 и 18в. Общая проблема, к-й тогда занимались - проблема действительности и границ знаний. В этом отношении сложились 2 главных направления:1) рационализм;2) империзм.
Локк - представитель имперического направления. Выступал против врожденных идей. Естественно в прямом смысле врожденных идей нет.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы