Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Проблема методологии познания в философии 17 века

Разрешение этой проблемы позволит создать рационалистическую метафизику. Здесь Декарт аппелирует к  аргументации античного скептицизма: можно сомневаться во всем, но нельзя усомниться в самом акте сомнения, который тождественен акту мышления.  Положение «я – мыслю» - абсолютно неопровержимая истина.  Это положение ясное, самоочевидное.  Следующим шагом явл. «я – мыслю,  Существую». Т.е. от мышления как свойства он переходит к признанию особой субстанции, атрибутом которой является мышление, или особой духовной субстанции.
Спиноза предложил создать метод на основании анализа всех имеющихся способов познания и пришел к выводу, что методом познания, обладающим внутренней истинностью и достоверностью, явл. познание вещи через ее сущность. А наиболее глубокой сущностью всех сущностей является субстанция.
Лейбниц предпринял классиф. понятий и соответствующим им видов познания. Все понятия делятся на темные и ясные. Темные – это такие, когда нет представления о признаках  понятия. Ясные в свою очередь делятся на смутные и отчетливые. Смутные - это  такие, у которых не могут быть перечислены все признаки. Отчетливые делятся на адекватные и неадекватные. Неадекватные – это такие, когда невозможно довести анализ  понятия до конца. Адекватные делятся на символические и интуитивные.  Символические – такие, когда невозможно охватить объем понятия до конца. Отсюда, Лейбниц считает, что высшим видом познания является ясное, отчетливое, адекватное и интуитивное.



По социально-политическим вопросам очень большой резонанс в 17 веке  имела теория происхождения гос-ва Гоббса в его книге «Левиафан». Согласно Гоббсу,  человек в своих действиях руководствуется личными земными интересами. Весь спектр интересов можно свести к главному – стремление к наслаждению и избегание страданий.  С другой стороны, человек не может существовать вне общества,  в котором направленность представлений о наслаждениях может быть разнообразной и даже противоположной. Для регуляции этих интересов должны быть  общепринятые формы или  некоторый масштаб для определения добродетелей и пороков. Таким масштабом в обществе могут быть законы государства.  Государству предшествовало естественное состояние людей с абсолютным равенством прав и максимумом свободы. Реализация своих прав в условиях максимальной свободы означает войну всех против всех. Эта война не может прекратиться из-за равенства сил и не может закончиться ничьей победой. В таких условиях невозможна нормальная жизнь. Абсолютное право на жизнь порождает постоянный страх за нее. Этот страх побуждает людей к миру, а разум подсказывает его условия. Эти условия состоят в добровольном отчуждении большей части своих естественных прав в пользу некоторой  надличностной структуры, которая и становится государством. Такая концепция происхождения государства получила название теории общественного договора.
Т.о.д. явилась идеологическим обоснованием притязаний буржуазии на политическое господство в ее борьбе против феодалов, которые обвинялись в нарушении условий о.д. Ограниченность т.о.д. выражалась в том, что государство рассматривалось как средство развития общественного сознания, а не общественного бытия (экономического развития общества).

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы