Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Проблемы человеческой индивидуальности и свободы человека в гуманизме эпохи Возрождения

Возрождение – философ. и социолог. учения  в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Успехи географические, в медицине, научная анатомия, возникновения символов в математике. сломлено господство церкви. Сначала искусство и и Италии, затем везде. Особенности 1) отрицание книжной мудрости и схоластики, словопрений и изучение самой природы; 2) материалисты античности - Демокрит, Эпикур; 3) тесная связь с естествознанием; 4) исследование проблем человека.
Сущность мировоззренческого переворота возрождения состояла в переходе от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира (гуманистический антропоцентризм). Презрение к земному существу человека заменяется признанием его творческих способностей и разума и стремление к земному счастью. Сущность гуманизма в революционных идеях о земном предназначении человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в самого себя. Родоначальником итальянского гуманизма был Франческо Петрарка. Согласно Петрарки человек должен рассматриваться как конкретная личность с ее земными качествами и достоинствами, тем самым он задает первый импульс западно-европейского индивидуализма.
Чтобы пресечь возникновение гуманизма папа Инокентий III издал указ «о ничтожестве человека». В ответ него целый ряд гуманистов откликнулись работами «о достоинстве и величии человека». Наибольший резонанс вызвала работа Джованни Пико де ла Мирандоло, которая стала манифестом всего итальянского гуманизма. Он показывает, что человек является центром мира, и благодаря разуму он познает этот мир, в чем и состоит его предназначение. Благодаря своему положению (центр мировоззрения) человек не смертен и не бессмертен, не земной и не небесный, а соединяет в себе черты всего сущего. Главное достоинство человека - его свободная воля, благодаря которой он сам определяет своё место в мире. Он творец самого себя, и по своей собственной воли может либо опуститься до животного состояния, либо подняться до состояния святости. Человек формирует себя в том образе, который сам же предпочитает.
Другой крупный гуманист – Лоренцо Валла – в своей работе « об истинном и ложном благе» показал, что цель человека на земле и на небесах едина – получать наслаждение. Наслаждение земное  - не отрицание, а предвкушение наслаждения небесного; последнее же не есть наслаждение за земные страдания, а  продолжение наслаждения земного. Стремление к наслаждению заложено в человеке природой;  поэтому подавление природных склонностей не благо, а  преступление против природы. Истинное наслаждение – это не безграничный чувственный эгоизм, а правильно понятая личная выгода.  Именно правильно понимая свою пользу, человек поступает добродетельно.  Отношения между людьми должны строиться исходя из этих же принципов, т.е. люди друг для друга должны быть источниками наслаждения. Отсюда основу человеческих отношений следует искать в любви.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы