Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Характерные черты и основные проблемы средневековой философии

Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой богословия. Эта фил. получила название "схоластики" (от  лат. «схола» - школа).
    Задачей философии в этот период были поиски рациональных путей обоснования истинности священного писания. Эта общая задача конкретизировалась в трех целях:
1.    Приблизить истины веры к мысленному духу человека.
2.    При помощи философских методов придать религиозной истине системно-рационалистическую форму.
3.    Используя философскую аргументацию исключить критику священного писания. 
    Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах. 3 периода: 1. Ранняя схол. (9-12в) (Иоан Скот Эриугена (810-877)) 2. Период зрелости (13в) (Фома Аквинский) 3. Упадок (14-15в) (Уильям Оккам).
Считалось, что истина уже дана в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их. Т.к. б. тексты отличались иносказательным хар., то для их толкования требов. изощренная логика. Вопрос: бог един, но троичен в трех лицах - отец, сын и святой дух. Отсюда
первый вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор об универсалиях, т.е о природе общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.
1. Общие рода (унив.) сущ. реально, независимо от чел. – реализм. (Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: "до вещей" в божественном разуме (крайний реализм), "в самих вещах" как их сущность или формы (умеренный реализм).
 2. Универсалии не сущ. независимо от вещей и не отражают их свойств и качеств – номинализм. Общее существует «после вещей» и явл. результатом нашего сознания – (Уильям Оккам). При этом общее это сугубо мыслительный фактор, наше субъективное название или обозначение класса предметов (крайний номинализм), либо общее – это не просто название или обозначение, а понятие, включающее действительные общие признаки единичных предметов (умеренный номинализм или концептуализм). Реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами.
Вторая проблема схоластики – это проблема док-ва существования бога. Доказательства: 1. Метафизическое: все сотворенные вещи по отдельности несовершенны, но все вместе они образуют ряд возрастающих совершенств (гармония бытия), но этот ряд не может быть бесконечным  существует начало этого ряда – бог. 2. Онтологиеское. Если бы бог сущ-л только в нашей мысли, то он был бы конечным, что явл. противоречием.  бог существует в действительности, а в мысли лишь частично.
Третья проблема – соотношение веры и разума. Ансельм: мышление подчинено вере, которая должна ему предшествовать. Без веры нет подлинного знания. При этом вера может быть сделана более понятной при помощи доводов разума.
Четвертая проблема схоластики – проблема свободы человека. Идеалом свободы явл. следование зову души против греховных устремлений. Чем в большей мере удается усмирить вожделения тела, тем в более свободным оказывается человек. образ свободного человека в ср. века – это аскет, истязающий свое тело и тем самым спасающий свою душу. 
    Наиболее крупный представитель – Фома Аквинский (1225-1274).

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы