Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Становление древнегреческой философии

(530 - 470 ггднэ). Исходный пункт учения о мире - представление о преходящем, изменчивом хар. всего существующего. Диалектический материализм. Все сущ. вещи возникли из материального первоначала - это огонь. Мир нах. в постоянном процессе изменения. Причина вечного изменения - борьба противоположностей. Душа тоже из огня, душа материальна. Все вещи возникают из огня согласно необходимости. Миром правит "логос" (закон, необходимость). Мир есть процесс в котором всякая вещь переходит в свою противопол. Благодаря борьбе противопол. обнаруживается их внутреннее тождество: жизнь и смерть, путь вверх и вниз. Всеобщность изменения и переход каждого качества в противоп. делают все кач. вещей относительными.  Логос - основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление - общее всем людям, всем дано познать себя и быть разумными. Однако большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум.

ЭЛЕАТЫ.  В VI-V вв д нэ центр дух. развития перемещ. в Ю. Италию (земледельческая  область). Против изменчивой первоосновы вещей выдвинуто учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. В дальнейшем - источник идеализма. Принижение чувственного опыта. Зенон – апории против диалектики. Это метафизика.

КСЕНОФАН. VI-5 в д нэ. Критиковал представления о множестве богов (Если бы лошади могли рисовать то они изобразили бы своих богов в виде лошадей). Он пантеист. Мир вечен и неуничтожим, представляет собой нечто единое и это единое и есть бог.  Природа не божественна. Все что рождается и растет есть вода и земля. О природе богов не может быть истинного знания, только мнение. В теории познания - недостаточность чувственных знаний. Материалист, но дошел до уровня абстракции, что бытие одинаково и тождественно себе, однородно.

ПАРМЕНИД. Элея. 6-5 ввднэ. Мир - вещ. шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения. (все заполнено) Всякая мысль есть мысль о  существующем. Поэтому несуществ. никак нельзя мыслить как несущ., откуда несуществ. нет. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение. Из абс. заполненности следует, что мир не имеет частей. Он един. Множество - обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения. Вносит элементы рационализма, родоначальник метафизики. Учение П. полно ненаучных, мифол. представлений, В центре мира - богиня-правительница (или правда и необходимость). Она держит жребий и правит всеми неб. движениями.

ЗЕНОН.  Ученик Парм. Выдвинул ряд положений в защ. учения П.(апории) Доказывал невозможность движения (метафизика). Предположение, что движ. мыслимо приводит к  противоречиям - оно не может осуществиться. Парадоксы: 1) логически невозможно мыслить множественность вещей; 2) допущение движения приводит к противоречию (невозможно и быть в этой точке, и не быть в ней же). В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Апории дали толчок развитию диалектики. Единство прерывности и непрерывности пространства и времени делают возможным движение.

СОФИСТЫ много путешествовали и не могли не заметить многообразия в законах и устоях различных государств.  Увидели, что понятия справедливости, блага абсолютны, а не относительны.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы