Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Проблема научности философии. Взаимосвязь философии и частных наук

Сопоставление познавательных возможностей философии и конкретных наук, выяснение места философии в системе человеческих знаний имеет давние традиции в европейской культуре. В соотношении философии и специального научного знания различают три основных исторических периода, а отчасти и типа, способа отношений:
1.    Первоначальное совокупное знание древних, именовавшееся философией и обращенное к самым разным предметам. Первичное знание одновременно заключало в себе пранауку и прафилософию. По мере развития той и другой постепенно уточнялась их специфика, четче определялось родство и развитие познавательных функций.
2.    Специализация знаний, формирование все новых конкретных наук, их отделение от совокупного знания (так называемой «философии»). Одновременно шло развитие философии как особой области знания, ее размежевание с конкретными науками. Этот процесс наиболее интенсивно происходил в 17-18 вв.
3.    Формирование теоретических разделов целого ряда наук, их постепенная интеграция, синтез.
    В рамках первых двух периодов конкретно-научное знание, за исключением сравнительно небольшой его части, носило опытный, описательный характер. Ощущался «дефицит» теоретической мысли, умения видеть связи различных  явлений, общие закономерности, тенденции. Такого рода задачи в значительной мере пали на долю философии, которая должна была умозрительно строить общую картину природы (натурфилософия), общества (философия истории).
    Третий период начинается в 19 веке и затем переходит в 20-ый. В это время многие теоретические задачи, которые философия решала в умозрительной форме, наука уверенно взяла на себя. Попытки философов решать эти задачи прежними способами оказываются все более наивными и безуспешными. Все яснее становится, что универсальную теоретическую картину мира философия должна строить не чисто умозрительно, не вместо науки, а вместе с наукой, на основе обобщения конкрено-научных знаний. Это остро ставит на повестку дня проблему научности самой философии.
        Доводы в пользу того, что философия не наука:
1.    Ф. занимается в принципе неразрешимыми вечными проблемами, например основной вопрос философии. Но почему он решен? Как живое возникает из неживого нерешено естествознанием. Как возникает человеческое сознание нерешено естествознанием.   философия может только предлагать гипотезы решения данных вопросов, но не может решить.
2.    Ф. не имеет экспериментальной базы. Но такие науки, как математика социальные науки также не имеют.

тот факт, что философия не явл. естествознанием не означает, что она не есть наука и не должна отождествляться с естествознанием. 

    Аристотель: философия – «госпожа наук». Гегель: философия – «королева наук» или «наука наук». 19-20 вв., позитивизм: философия – «суррогат науки». Зрелая наука сама по себе философия.  
Все яснее осознается, что универсальную картину мира Ф должна строить не чисто умозрительно, не вместо науки, а вместе с наукой на основе обобщения конкретных научных знаний (это остро поставило на повестку дня проблему научности самой Ф). Философское течение позитивизм поставило под сомнение познавательные способности Ф и ее научность.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы