Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Философия » Мировоззрение, его сущность, структура, роль в жизни человека. Исторические типы мировоззрения

Буквально мировоззрение – это знание о мире. Но это поверхностное представление, т.к. неизбежно упрощение структуры мировоззрения.
Мировоззрение - это система предельно обобщенных представлений и знаний о мире в целом, о месте и роли человека в мире, об отношении человека к миру, к др. людям, к самому к себе в виде совокупности осн. принципов бытия и познания, ценностных ориентиров и идеалов, норм общения и поведения.
Основные блоки (факторы мировоззрения): 1) интеллектуальный; 2) чувственно-эмоциональный; 3) ценностный; 4) поведенческий – вырабатывается на основе предыдущих трех.
Обычно то или иное явление имеет разнообразную структуру. Структуру М. можно рассмотреть как связь мироощущения, мировосприятия, миросозерцания. Т.к. М. – сложное и многоплановое явление, то факторы, оказывающие влияние на его становление, оказываются противоречивыми. На формирование М. влияют разнообразные факторы: здоровье человека, (здоровый человек чаще оптимистичен, болезнь вызывает пессимизм), возраст человека (в молодости человек здоровее, энергичнее; с возрастом – перерассмотрение ценностей), воля и т.д.
     Виды мировоззрения разнообразны: 1) индивидуальное М.; 2) групповые М. (той или иной социальной группы); 3) М. того или иного народа; 4) М. человечества на том или ином этапе.
Различают обыденное, эмпирическое, житейское М. Оно не достаточно продумано, взвешено, системно. От этого отличается теоретическое М. Его обычно связывают с философским, но это не совсем верно. Свой теоретический уровень есть в религиозном историческом типе М. (теология).
Первым историческим типом мировоззрения стала мифология. Мифологии предшествовал период аниматизма, который ещё не есть религия, а есть всеобщее оживотворение мира, когда всё воспринимается с сугубо человеческой точки зрения; нет деления на живых и мертвых (все изменяется, всё живо), есть и сверхъестественное.
В мифологии отражаются не только знания людей, сколько их представления, порожденные воображением, а не знанием. Центральная проблема М. – проблема человека его природы и предназначения. Учитывается также отношение человека к миру, к др. людям, к самому себе. Человек не только мыслящее, но и чувствующее существо, эмоциональное.  
Особенности мифологии: 1) олицетворение (или  антропоморфизация); 2) синкретизм – это уже системность, но еще не достаточная дифференцированность. Здесь все слитно: религиозное, эстетическое, поведенческое и т.д.; 3) особая роль игры воображения в формировании мифологического М. Отсюда исключительное разнообразие мифологии, что не исключает некоторых общих моментов (во всей мифологии боги создают людей по своему образу и подобию); 4) определенная алогичность и несправедливость картины происходящего; 5) объяснение. Людям надо было понять и объяснить то или иное событие и явление, пусть даже нелогично.
Религиозный исторический тип М. Характерно раздвоение мира на естественный и сверхъестественный, и подчинение естественного мира сверхъестественному. Критерий религиозного явления: наличие веры в сверхъестественное и поклонение ему. Одной веры недостаточно, необходимо поклонение. Религию нередко сводят только к форме общественного сознания, но это не точно. Надо различать: 1) религиозные представления, мифологию, идеологию; 2) религиозные чувства, переживания, настроения; 3) култь, поклонение сверхъестественному т.е.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы