Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Консультирование » Консультирование клиентов с психосоматическими проблемами

Длительное время подчеркивалось значение особенностей лич­ности в возникновении психосоматических нарушений (например, Dunbar описал «коронарную», «аллергичес­кую», «гипертоническую», «ревматоидную» и др. лич­ности). Позднее полагали, что возникновение конкрет­ных психосоматических нарушений предопределено устойчивостью определенных эмоциональных состоя­ний (один из основоположников психосоматической медицины, Weitzsaker, утверждал, что злоба и ожесто­ченность обусловливают возникновение болезней сер­дца; бессилие и зависимость приводят к расстройствам пищеварительного тракта; сексуальное напряжение способствует нарушению системы дыхания и т. п.). В настоящее время ученые склоняются к концепции многофакторного патогенеза психосоматических нару­шений и объясняют их не личностной структурой, а специфическими психологическими, генетическими и социальными факторами.

Обычно люди стремятся к прекращению плохих взаимоотношений. Психосоматический клиент ведет себя иначе. Он годами может терпеть отношения, которые не только не доставляют удовольствия, но исто­щают и разрушают его личность. Трудно объяснить, по­чему это происходит. Психосоматическим клиентам не свойственны мазохистские черты. Если бы такие отно­шения доставляли мазохистское удовлетворение, не возникали бы психосоматические симптомы. Толеран­тность к неблагоприятным взаимоотношениям и при­роду психосоматических симптомов можно объяснить подавлением враждебности, агрессивности, злобы. Если обычно озлобленность побуждает людей к пре­кращению отношений, то психосоматическая личность подавляет злобу и продолжает отношения. Внешне та­кой человек даже не кажется страдающим, однако кон­сультант может с полной очевидностью убедиться в страдании его тела. Непонятно, почему происходит подавление злобы, но известно, что психосоматические клиенты очень чувствительны к любым проявлениям озлобленности в себе и других.

Важнейшая задача консультанта в беседе с психо­соматическим клиентом — помочь ему выявить, хотя бы частично, скрытую озлобленность. Но как это сде­лать? Некоторые консультанты начинают с вопросов: «Нервныйли Вы?», «Чувствительный ли Вы?». Возмож­ные ответы на эти вопросы, увы, дают мало сведений. Но можно спросить и о конкретных проблемах и по­стараться проникнуть в жизнь клиента: «Похоже, что-то в жизни вызывает у Вас озабоченность; не расска­жете ли об этом?» или «Что происходит в Вашей жизни, что в ней изменилось, что стало иначе, нежели было раньше?». Вопросы направлены на повседневную жизнь клиента, на перемены в его семье, работе, в от­ношениях с близкими и друзьями. Порой на такие вопросы консультант слышит ничего не значащий от­вет: «Все хорошо». Это всего лишь отговорка, посколь­ку в жизни каждого человека всегда что-то происхо­дит. Однако консультант должен не противоречить, а продолжать спрашивать клиента о различных аспек­тах его жизни: чем он занимается на работе, с кем работает, каков его личный вклад в общую работу, как он проводит свободное время, каковы взаимоотноше­ния у него в семье?. Не следует настоятельно требо­вать рассказа о конфликтах, отрицательных чувствах, поскольку из словаря клиента исключены соответству­ющие понятия.

Кон­сультант должен не только помочь клиенту распознать в себе злобу, но и побуждать его к отреагированию в процессе консультирования. Поэтому не удивительно, если в случае успешной работы заменителем действи­тельного объекта враждебности клиента временно ста­новится консультант.         

Черты психосоматической лично­сти служат серьезным препятствием в консультиро­вании и психотерапии. Больше всего консультанта фрустрирует отказ этих клиентов связывать свои со­матические жалобы с конфликтами в эмоциональной сфере, хотя часто психологический контекст жалоб оче­виден. Очень трудно помочь человеку психологичес­кими методами, когда он свои эмоциональные пробле­мы понимает как соматические.

Если клиент яркий психосоматик, следует применять процедуры консультирования, направленные не на кон­фронтацию, а на поддержку. Клиента также следует подготавливать к вербализации своих переживаний. Для этого можно использовать примеры эмоциональных слов и фантазий, анализ различных эмоциональных ситуаций, перевод умозаключений клиента на диффе­ренцированный язык эмоций. Хотя такая подготовка далеко не во всех случаях бывает эффективной, она в определенной степени помогает осознать эмоциональ­ные проблемы и вербализовать их.

 

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы