Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Консультирование » Перенос и контрперенос в консультировании

В ситуации консультирования не может происхо­дить адекватное эмоциональное взаимодействие без принятия во внимание переноса и контрпереноса.

Перенос является составной частью консультативного (терапевтического) контакта.

Возможны два основных определения переноса. Согласно классическому психоаналитическому опре­делению, перенос — это оживление комплекса Эдипа в терапевтической ситуации. Реакция на терапевта такова, словно он — участник ранних эдиповых отно­шений клиента, т. е. представляет собой отца или мать. Считая перенос универсаль­ным феноменом консультативного контакта, его можно определить как повторение в отношениях с консуль­тантом чувств и установок, привычных в прошлом со значимыми людьми (прежде всего — родителями).

Перенос — это неадекватное и персеверативное переживание чувств, влечений, фантазий, установок и задействование защитных механизмов, возникших в прошлом в отношениях со значимыми людьми, при актуальном межличностном взаимодействии.

В консультировании и психотерапии переносу свойственны такие черты

1.  Перенос всегда ошибочен в том смысле, что клиент пред­ставляет консультанта в ложном свете, т. е. приписывает ему черты, свойственные другим людям в других обстоя­тельствах и времени.

2.  Перенос бывает положительным и отрицательным. Поло­жительный перенос основывается на зависимости клиента от идеализированного образа отца, любящего и опекающе­го, вызывающего чувство защищенности и потребность в творческом самовыражении. Положительная установка клиента в отношении консультанта, возникшая в силу пе­реноса, выражает отношения прошлого. 3. Перенос — бессознательный процесс. Хотя чувства клиента по отношению к консультанту могут быть и вполне сознательными, но сам факт, что они привнесены из других, более ранних отношений, не осознается.

4. Перенос чаще возникает в сферах, где имеются неразре­шенные детские конфликты со значимыми личностями.

В психотерапии и консультировании ценность пе­реноса весьма велика. Он позволяет проникнуть в про­шлое клиента и увидеть, каким образом ранний опыт, связанный со значимыми личностями (родители, близ­кие), модифицирует реакции настоящего. В некоторых случаях не ре­комендуется слишком углубляться в реакции переноса клиента и их интерпретацию:

— при искаженном восприятии реальности;

— при нехватке времени для работы с переносом (кратковременное консультирование или пси­хотерапия);

—  при отсутствии нормального рабочего альянса с клиентом;

—  когда клиент из-за ослабления механизмов пси­хологической защиты не может быть толерантен к тревоге и фрустрации;

—   когда целью консультирования является не раз­решение глубинных конфликтов, а, например, приспособление к текущим жизненным ситуа­циям.

Дарение может означать многое и ус­ложняет консультирование: иногда это просто взятка, порой демонстрация желания иметь с консультантом особые, доверительные отношения, и благодаря выбо­ру подарка клиент хочет доказать знание вкуса и по­требностей консультанта. При таких мотивах клиента консультант должен отказаться от подарка, если не желает быть втянутым в игры манипулятивного харак­тера. Однако в некоторых случаях подарки отражают искреннюю благодарность, уважение к консультанту, и отказ от них может оскорбить клиента.

Контрперенос столь же универсальное явление в психологическом консультировании и психотерапии, как и перенос. Независи­мо от зрелости личности консультанта он — человек и непременно имеет неразрешенные внутренние кон­фликты. Болезненные темы и порождают контрпере­нос, если клиент невольно их затрагивает.

Наиболее часто встречаются следующие причины контрпереноса:

1.  Стремление консультанта понравиться клиентам, быть принятым ими и хорошо оцененным.

2.  Боязнь консультанта, что клиенты могут о нем плохо по­думать, не прийти на встречу и т. п.

3.  Эротические и сексуальные чувства консультанта по от­ношению к клиентам, сексуальные фантазии, связанные с клиентами.

4.  Чрезмерная реакция на клиентов, провоцирующих у кон­сультанта чувства, обусловленные его внутренними кон­фликтами.

5.  Стремление занимать пророческую позицию и давать клиентам навязчивые советы, как им следует жить.

В качестве внутренних переживаний контрперенос может оказаться весьма ценным, поскольку помогает консультанту лучше понять, какое влияние поведение клиента оказывает на него и на других людей. В любом случае влияние контр­переноса на ход консультирования зависит от жела­ния и готовности консультанта взглянуть на истоки своих истинных чувств к клиентам.               

 

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы