Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Консультирование » Определение консультативного контакта

Клиент должен быть в контакте с консуль­тантом и прийти в состояние, делающее его чувстви­тельным к помощи со стороны. Доверительный контакт консультанта и клиента, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности консультанта по отношению к кли­енту, является неотъемлемой составляющей пси­хологического консультирования и психотерапии.

Консультативный контакт, хотя внешне кажется формальным и весьма непродолжительным по срав­нению со всей жизнью клиента, все же является более тесным, интенсивным и глубоким, нежели любая дру­гая межличностная связь.

Консультативный контакт — это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ре­сурсы для развития в позитивном направлении, актуализировать потенциал осмысленной жизни.

Консультативный контакт — это чувства и уста­новки, которые участники консультирования испытывают один по от­ношению к другому, и способ их выражения.

Выделяют 6 основных параметров консультативного контакта:

—  эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов);

—   интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсив­ным);

— динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта);

—   конфиденциальность (обязательство консуль­танта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности);

—   оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);

—  добросовестность.                                                 

Во время психологического консультирования кли­ент с меньшей настороженностью раскрывает и ис­следует свои проблемы, если консультирование про­исходит в хорошо оборудованном кабинете. Прежде всего консультиро­вание должно происходить в спокойной обстановке, в звуконепроницаемом кабинете. Мы знаем, что сам процесс консультирования на первых порах повыша­ет тревожность, поэтому клиент должен быть уверен, что его не услышат посторонние. Если клиент слышит происходящее в соседней комнате или коридоре, он усомнится в конфиденциальности общения с консуль­тантом. Это может помешать возникновению терапев­тически эффективного контакта.

Кабинет должен быть не очень большим, окрашен­ным в спокойные тона, уютно обставленным и не слиш­ком вычурным. Свет не должен падать на клиента. В кабинете необходим стол, удобные стулья. Для проведения занятий по релаксации желательно иметь кушетку. На стенах можно повесить несколько картин, на полках расположить книги, но интерьер не должен быть перегружен, чтобы не отвлекать внимание кли­ента. На рабочем месте не стоит держать слишком личные вещи (например, семейные фотографии) или предметы, отражающие убеждения консультанта (на­пример, крест на стене).

Каждый раз клиента следует принимать в одном и том же кабинете. Это его меньше отвлекает, не зани­мает время на освоение новой обстановки, кроме того, позволяет чувствовать себя безопаснее.

Клиент входит в комнату и попадает на «терри­торию консультанта». Одним из главных аспектов взаимодействия консультанта и клиента является то, что обозначают как «структурирование простран­ства». Встреча начинается со знакомства. При этом следует придерживаться определенного этикета: встать и встретить клиента на полпути, представить­ся, попросить клиента назвать имя и фамилию, пред­ложить ему выбрать место и сесть, прежде чем рас­положиться самому. Для консультирования благоприятна позиция расположения консультанта и клиента за столом на одной стороне. В этих условиях консультанту доступ­на вся невербальная информация, исходящая от кли­ента, кроме того, он может менять (и позволяет ме­нять клиенту) расстояние между ними в зависимости от ситуации консультирования или при изменении консультативного контакта.

Терапевтический климат предполагает и надлежа­щее структурирование времени. Уже первая встреча с клиентом должна продолжаться столько времени, сколько и все последующие встречи. Иногда первая встреча затягивается из-за необходимости ближе по­знакомиться с клиентом и вселяет в него надежду на нереальную продолжительность консультирования. Поэтому лучше не вызывать ложных ожиданий.

Обычно консультативная беседа со взрослым че­ловеком длится от 50 минут до одного часа. Такая про­должительность не случайна. Менее продолжительная беседа заставляет нервничать и консультанта, и кли­ента, создавая впечатление, что они не успеют доста­точно глубоко обсудить вопросы, возникшие во время встречи. Более продолжительная беседа, хотя этого иногда желает как клиент, так и консультант, слишком утомит обоих участников консультирования.

Продолжительность беседы консультант опреде­ляет в начале встречи. Клиент должен знать, каким временем он располагает для обсуждения наболев­ших проблем. Когда консультант не устанавливает продолжительности беседы, он заставляет клиента постоянно нервничать, что прием может прекратить­ся в любой момент. Такое манипулятивное поведе­ние нежелательно. Пределы времени можно устанав­ливать самыми разнообразными способами:

«В нашем распоряжении 50 минут, и я готов выс­лушать Вас».

Искренность — один из важнейших элементов создания терапевтического климата. Искренности нельзя научиться, однако консультант должен уметь вести себя с клиентами так, чтобы они восприняли вхождение в свой внутренний мир как поддержку, а не как угрозу. Открытый своим чувствам, мыслям, установкам и одновременно не испытывающий тревоги консуль­тант способствует комфортному состоянию клиента.

Позитивное значение эмпатического понимания для результатов консультирования лучше всего под­тверждено эмпирически. Эмпатия является непременным ус­ловием консультирования и психотерапии. Она вклю­чает идентификацию с другим лицом, при которой ста­новится возможным взаимопонимание разных людей. Здесь про­исходит процесс слияния, в котором изменяются как консультант, так и клиент.

Эмпатия означает способность консультанта не только сопереживать, но и понимать клиента, в этом смысле это аффективный когнитивный навык — аффек­тивный, поскольку позволяет консультанту идентифи­цировать чувства клиента, а когнитивный — поскольку обязывает консультанта устанавливать события, вызы­вающие соответствующие чувства от­кровенно и о чем умалчивает и т. д.

Под понятием «безусловное уважение» имеется в виду безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности. Следует смириться с противоречивостью клиен­та. В подобном отношении и проявляется забота о кли­енте, отказ от собственнических установок и попыток удовлетворения запросов самого терапевта. О клиенте нужно заботиться как о самостоятельной личности, позволяя ему жить своей жизнью.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы