Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Шпоры » Консультирование » Структура процесса консультирования

Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультан та. Однако, прежде чем ознакомиться с многообрази­ем целей консультирования, хотим, следуя за George v. Cristiani (1990), сформулировать несколько универсаль­ных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жиз­нью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ог­раничения.

2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно на­учиться во время консультирования: самостоятельные по­ступки, распределение времени и энергии, оценка послед­ствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей лич­ности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т. п.

4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличнос­тные отношения. Общение с людьми занимает значитель­ную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных со­циальных навыков. Будь то семейные конфликты взрос­лых или проблемы взаимоотношения детей, следует улуч­шать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.

5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая есте­ственные социальные ограничения), а также к развитию спо­собности клиента контролировать свое окружение и соб­ственные реакции, провоцируемые окружением.R. May (1967) указывает, что при работе с детьми консультант должен добиваться изменения их ближай­шего окружения в целях повышения эффективности помощи.

Цели консультанта и клиента в конечном счете со­прикасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его тео­ретической ориентации, а каждый клиент — свои инди­видуальные цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей про­исходят в процессе консультирования при взаимодей­ствии консультанта с клиентом. Реализация целей кон­сультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкрет­ные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: «Что Вы ожидаете от нашего обще­ния?», «Каковы ваши желания?» и т.п. Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое консультирование и что ожидать от кон­сультанта. Когда клиент не владеет никакой информа­цией о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели. Если мы информируем клиента о продолжительности бесед и вообще о том, что обычно происходит во время консультативных встреч, ему легче понять возможности и ограничения консуль­тирования. Большинство клиентов приходит на психо­логическое консультирование, надеясь, что консультант сразу окажет какую-то помощь. В этой ситуации кон­сультант должен помнить главную цель консультирова­ния — помочь клиенту понять, что именно он и есть тот человек, который должен решать, действовать, изме­няться, актуализировать свои способности.Ни одна из теоретических ориентации или школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим самую общую модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической (В. Е. Gilland и сотрудники; 1989). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связан­ных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психо­терапии любой ориентации.                                       *

1. Исследование проблемы. На этой стадии консуль­тант устанавливает контакт (raport) с клиентом и дос­тигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следу­ет поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблемы. На этой ста­дии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные ее аспекты. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока клиент и консультант не до­стигнут одинакового понимания; проблема определя­ется конкретными понятиями. Точное определение проблемы позволяет понять ее причины, а иногда ука­зывает и способы разрешения. Если при определении проблемы возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные аль­тернативы решения проблемы. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подхо­дящими и реальными, помогает выдвинуть дополни­тельные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письмен­ный список вариантов, чтобы их было легче сравни­вать. Следует найти такие альтернативы решения проблемы, которые клиент мог бы использовать не­посредственно.

4. Планирование. На этой стадии осуществляет­ся критическая оценка выбранных альтернатив ре­шения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалис­тичными с точки зрения предыдущего опыта и на­стоящей готовности измениться. Составление пла­на реалистичного решения проблемы должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разре­шимы. Некоторые проблемы требуют слишком мно­го времени; другие могут быть решены лишь час­тично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблемы следует предусмотреть, какими? средствами и способами клиент проверит реалис-: тичность выбранного решения (ролевые игры, «ре­петиция» действий и др.).

5. Деятельность. На этой стадии происходит пос­ледовательная реализация плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в дости­жении цели. Клиент должен усвоить, что частичная не­удача — еще не катастрофа и следует продолжать ре-ализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивают уровень достиже­ния цели (степень разрешения проблемы) и обобщают достигнутые результаты. В случае надобности возмож­но уточнение плана решения. При возникновении но­вых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Эта модель, отражающая консультативный про­цесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс кон­сультирования значительно обширнее и редко не под­чиняется данному алгоритму. Выделение стадий услов­но, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость слож­нее, чем в представленной схеме.

Здесь следует еще раз подчеркнуть то, о чем упо­миналось выше,— в процессе консультирования важ­ны не столько схемы (хотя общее представление и по­нимание хода консультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция кон­сультанта. Ее составляют многие элементы, речь о ко­торых пойдет ниже. Перечислим общие правила и ус­тановки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:

1.  Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций кон­сультирования. Человеческие проблемы только извне мо­гут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных чело­веческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Вместе с тем каждое консульта­тивное взаимодействие уникально и неповторимо.

2.  В процессе консультирования клиент и консультант по­стоянно изменяются сообразно их отношениям; в психо­логическом консультировании нет статичных ситуаций^"3.  Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его про­блем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.

4.  В процессе консультирования чувство безопасности кли­ента важнее, чем требования консультанта. Таким обра­зом, в консультировании неуместно добиваться цели лю­бой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента, ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.

8.  Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические под­ходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода.

9.  Некоторые проблемы — это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины). В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.

10. Эффективное консультирование — это процесс, ко­торый выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.

К вопросу структуры процесса консультирования мы еще вернемся, говоря конкретно о ходе консульти­рования.

 

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы