Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Психиатрия и психотерапия » Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств » Когнитивные механизмы формирования психологических проблем

Психологически это объясняется недостаточной дифференцированностью у ребенка собственного «Я», его слияния с окружающим миром, который воспринимается как часть самого себя (детский синкретизм).

Но если отождествление с деятельностью (как с ее результатом, так и с самим процессом деятельности) имеет важнейшее позитивное значение (адаптивное, творческое) как для детской, так и для зрелой личности, то отождествление с эмоцией во многих случаях дезадаптивно. Источником психологических проблем может явиться и отождествление с некоторым объектом (чаще близким человеком, реже с социальным статусом или материальной собственностью), при утрате которого наступает своеобразный «синдром рикошета», описываемый в психоанализе как «потеря объекта». Для предотвращения подобных проблем по мере взросления (и особенно в процессе осознанного личностного роста) человеку необходимо вырабатывать навык разотождествления (дистанцирования, дисоциации).

4) Учитывание, под которым понимается обостренная зависимость от мнения окружающих. Свой вклад в это вносят повышенная конформность и неуверенность в себе, тесно связанная с неустойчивостью самооценки. Последняя может претерпевать резкие перепады: от завышенного самомнения вплоть до крайней степени самоуничижения, в зависимости от внешних хвалебных или, напротив, критических замечаний. Аналогия этих черт личности взрослого человека с психологией ребенка очевидна и неосопорима.

Соответственно для исправления этих когнитивных нарушений также необходимо измененное состояние сознания, но уже создаваемое целенаправленно (психокоррекционное). Подобное состояние сознания мы рассматриваем как своеобразный «возврат в детство», в основе которого лежит физиологическая возрастная регрессия (Сандомирский М. Е., Белогородский Л. С., 1998). С этой точки зрения, по сути все методы психотерапии и личностного роста основаны на временном возврате человека «в детство», осуществляемом либо с помощью психотерапевта/психолога, либо самостоятельно.

Это справедливо для различных техник, начиная с классического гипноза (являющегося наиболее выраженным проявлением трансферных отношений, в которых гипнотизер играет роль властного, «всемогущего» родителя, а пациент соответственно – покорного ребенка) и заканчивая такими, как трансактный анализ (работа с внутренним «ребенком»), гештальт-терапия, НЛП, психосинтез, холодинамика, использующие работу с субличностями, или подсознательными частями – представляющими собой «детские» части психики, эриксоновский гипноз и самовнушение (аффирмации, настрои  и др.), обращающиеся к «детской» части личности через «детскую» речь, работа с образами (например, символдрама, направленное воображение и др.). В «разговорных» методах, ориентированных на озарение-инсайт (психоанализ, экзистенциальный анализ) возврат в подобное состояние происходит в краткие «моменты истины», когда человек приходит к новому пониманию своих проблем. При углублении осознавания проблема трансформируется, «кристаллизуется» (см. далее), что само по себе дает психокоррекционный эффект.

.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2023 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы