Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Общая психология » Психология личности » Индивидуальные особенности человека: способности, талант, гениальность

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях легко, быстро и вместе с тем основательно усваивает способы ее организации и осуществления.

Способности формируются на основе задатков - врожденных особенностей нервной системы человека, в частности, его головного мозга. Так, на основе особым образом организованного зрительного анализатора, в особенности, его мозгового отдела, могут возникнуть различные способности, требующие различения оттенков цвета, яркости и т.д. А на основе доминирования левополушарных процессов могут выстроиться самые различные способности - к шахматной игре, юридической, инженерной деятельности. Таким образом, задатки многозначны, каждый из них может привести к развитию различных способностей.

Однако наличие задатков не означает автоматического появления способностей. Для того, чтобы задатки актуализировались, превратились в способности, необходимо дать ребенку возможность испробовать свои силы в различных областях деятельности и сделать это в том возрасте, который является наиболее благоприятным для развития определенных способностей.
Дело в том, что ребенок, проходя различные возрастные этапы, в различной степени способен к той или иной деятельности: так, например, чтобы впоследствии развить художественные способности, мы должны ребенку дать возможность рисовать в раннем детстве; если время будет упущено, вряд ли он впоследствии добьется успехов. Но вместе с тем, нельзя требовать от ребенка невозможного: так, например, если мы решим сделать из него вундеркинда и начнем форсированно обучать его математике без учета возрастных особенностей мышления, мы рискуем вызвать невротические или даже психотические реакции.

Но вместе с тем, справедливым является утверждение, что способности нужно развивать на ранних возрастных этапах и это не противоречит вышеизложенному.

Виды способностей

Способности не однородны - есть так называемые общие и специальные способности.

К общим способностям относят такие свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Это любознательность, внимательность, последовательность, способность поставить цели и осуществить их. Общие способности тесно связаны с направленностью личности, с устойчивостью интересов.

Специальные способности формируются на основе общих. К ним относят способности к определенным видам деятельности: музыкальные, математические, организаторские, художественные.

Уровни способностей

Выделяют два вида развития способностей: репродуктивный и творческий.

Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, хорошо усваивает знания, алгоритмы решения задач. Второй уровень развития способностей предполагает создание чего-то нового, оригинального. К этому уровню способностей относят талант и гениальность.

Талант - такой уровень развития способностей, который предполагает исключительное мастерство и вместе с тем оригинальное, творческое решение задач в определенной области, т.е.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы