Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Общая психология » Психология личности » Понятие личности в психологии

Личность - системное качество, характеризующееся набором устойчивых признаков (темперамента, характера, способностей, установок), определяющее свойственный данному человеку способ взаимоотношения с миром и другими людьми. Черты, характеризующие личность, частично обусловлены генетически, т.е. врожденны, частично зависят от влияния среды, формируются в процессе общения. Но несмотря на врожденный характер некоторых составляющих, само это системное качество может возникнуть  лишь  при  условии  общественного  воспитания.

Фрейд выделяет следующие фазы психосексуального развития:

  • на оральной стадии (0-1 год) снятие напряжение либидо связано с сосанием - материнской груди, соски-пустышки или бутылочки с молоком, собственного пальца или любого предмета; если по каким-либо причинам потребность в сосании не будет удовлетво-ряться, то человек задерживается на этой стадии и впоследствии у него могут во взрослом состоянии проявиться такие пороки как страсть к алкоголю ("к бутылочке"), к курению ("сосанию сигареты"), обжорству или сквернословию;
  • на анальной стадии (1-2 года) напряженность либидо снимается во время акта дефекации; при непоследовательном поведении родителей, слишком суровом воспитании может произойти задержка личностного развития и на этой стадии - в этом случае развиваются такие черты характера как пунктуальность и педантичность ("главное - успеть вовремя"), скупость (нежелание расставаться ни с чем, принадлежащим мне), чрезмерная чистоплотность  (стремление убрать все грязное) и упрямство  (отказ подчиниться требованиям других);
  • на фаллической стадии (2-5 лет) ребенок обнаруживает различие между полами; в этом возрасте проявляется комплекс Эдипа (у мальчиков) и Электры (у девочек), выражающийся в  подсознательном стремлении устранить родителя своего пола, чтобы остаться с горячо любимым родителем противоположного пола; разрешение этого конфликта приводит к  отождествлению себя с родителем своего пола и появлению совести, чувства вины, моральных установок; задержка на этой стадии приводит к гомосексуальной ориентации (при отождествлении себя с родителем своего пола) либо к поиску в будущем замены для родителя (поиск жены-матери, мужа-отца);
  • латентный период (5-11 лет) характеризуется снижением интереса к проблемам сексуальных различий;
  • генитальная стадия (12- и дальше) характеризуется сексуальной ориентацией  на партнера противоположного пола и завершается эта стадия выработкой "взрослого" отношения к жизни, характеризующегося стремлением найти самовыражение в деятельности, в способности любить другого человека ради него самого, а не ради удовлетворения собственных сексуальных интересов ("работать и любить").

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Адлер придает основное значение в развитии личности "воле к власти", которая изначально, от рождения присутствует в каждом человеке. Именно воля к власти или универсальное стремление доказать свое превосходство оказывает главное влияние на формирование определенного стиля взаимодействия человека с миром и другими людьми, а также на формирование "комплекса неполноценности" или "комплекса превосходства" ("комплекса Наполеона") в случае физической неполноценности ребенка, маленького роста, чрезмерной опеки или подавления самостоятельности в детстве.

Аналитическая психология по К.Г.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы