Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Общая психология » Психические процессы » Воображение

Воображение - психический процесс, позволяющий нам построить образ предмета или ситуации, которые мы никогда не воспринимали.

Функции воображения многообразны:

  • оно позволяет представить результат выполняемой деятельности до ее начала и таким образом служит основой творчества;
  • оно позволяет составить программу поведения, когда нет достаточно информации для осмысления проблемной ситуации;
  • оно позволяет частично снять психическое напряжение, связанное с отсутствием удовлетворения какой-либо потребности;
  • оно позволяет нам создавать образы, соответствующие описанию и, таким образом, способствует взаимопониманию в общении.

Виды воображения

Пассивное воображение - уход от действительности, создание образа поведения, которое никогда не воплотится в действительность.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение свойственно слабым людям, не способным бороться с жизненными проблемами, имеющими трудности в принятии волевых решений. Такие люди продуцируют воображаемый мир, в котором находят удовлетворение своих насущных потребностей. Также этот вид воображения свойственен для маленьких детей, что связано с особенностями функционирования их психики.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении сознательного контроля, т.е. в полудремотном состоянии, в состоянии сна, при расстройствах сознания, связанных с болезнью или необычными состояниями психики.

Активное воображение бывает творческим или воссоздающим.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов и является неотъемлемой частью процесса творчества.

Воссоздающее воображение необходимо при чтении художественной литературы, при работе с географическими картами или чертежами.

Механизмы воображения

Сущность механизмов воображения состоит в преобразовании представлений (ранее воспринимаемых образов)  различными способами.

Агглютинация - склеивание частей ранее воспринимаемых образов в новых, необычных сочетаниях (например, кентавр).

Гиперболизация - изменение размера предмета (карлик или великан) или количества частей предмета (циклоп или двухголовый Янус).

Заострение - подчеркивание каких-либо признаков (карикатуры).

Схематизация или типизация - выделение нескольких характерных черт и создание на их основе нового образа.

Особую роль фантазия играет в детском возрасте. Для детей фантастические, создаваемые воображением образы ничем не отличаются от образов восприятий - они столь же реальны и это нужно учитывать при общении с ними. Необходимо поощрять творческие процессы, а это невозможно без хорошо развитого воображения. Но иногда ребенок, сталкиваясь со сложными проблемами, предпочитает не искать способы их разрешения, а уходит в воображаемый мир, где эти проблемы разрешаются фантастическими способами. Это обязательно отражается в поведении ребенка. Т.ч. если родители замечают, что ребенок часто "отсутствует", если у него появляется воображаемый друг - это должно насторожить их и заставить обдумать, почему ребенок предпочитает жить в воображаемом, а не в реальном мире.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы