Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Общая психология » Психология как наука » Теория Мак-Клеллана

Ядро личности

Тенденция ядра. Стремление, миними­зировать значительные расхождения меж­ду ожиданиями и действительностью, мак­симизируя в то же время малые различия. Мак-Клелланд полагает, что люди стремятся к некоторой степени непредсказуемости жиз­ни, чтобы избежать скуки, и, однако, остерега­ются большой непредсказуемости, чтобы из­бежать страха.

Характеристики ядра. Ожидания — это когнитивные элементы, относящиеся к тому, каковы будут содержание и длитель­ность событий будущего. Позитивный (при­ятный) и негативный (неприятный) аффект (эмоция) — это внутренние реакции соответственно, на большие и малые расхожде­ния между ожиданиями и действительностью. Существуют внутренние механизмы, приводя­щие к тому, что позитивные аффекты обу­словливают достижение, а негативные — из­бегание.

Развитие

Мак-Клелланд не выделяет стадий разви­тия. Его идеи относительно развития сводят­ся к следующему: если родители могут обес­печить ребенку получение в определенной сфере деятельности такого опыта, для кото­рого характерны малые расхождения между ожидаемым и действительным, у ребенка сфор­мируется устойчивый паттерн поведения достижения. Если будут преобладать большие различия, для ребенка будут характерны устой­чивые паттерны поведения избегания. Если расхождения практически не будет, ребенок останется равнодушным к этой сфере дея­тельности.

Периферия личности

Что касается конкретных периферических характеристик, то Мак-Клелланд говорит о мотивах, чертах и схемах. Мотив — это силь­ная аффективная ассоциация, отличающаяся антиципацией целевой реакции и основанная на прошлой связи определенных стимулов с позитивным или негативным аффектом. Су­ществуют мотивы достижения, когда человек пытается действовать таким образом, чтобы его антиципация стала реальностью, и мотивы избегания, когда человек пытается предот­вратить ситуацию, где его антиципация может обернуться реальностью. Мотивы достиже­ния представляют собой устойчивые паттер­ны поведения, сформировавшиеся вследствие превалирования в опыте малых различий между ожидаемым и реальным. Мотивы из­бегания являются результатом больших рас­хождений между ожиданиями и реальностью. Мак-Клелланд перенимает понятие потребно­сти Мюррея (например, потребности в аффилиации или власти), выдвигая предположение о том, что каждая из потребностей имеет две разновидности: достижения и избегания.

Черта — это выученная тенденция лич­ности реагировать так, как она с успехом реагировала ранее в сходных условиях и при сходной мотивации. Черта имеет некоторое сходство с привычкой; считается, что она не обладает мотивирующей силой, поскольку ве­дет к повторяющемуся, а не к целенаправлен­ному поведению. Не вполне ясно, как проис­ходит формирование черты, и очевидно, что черта не является выражением описанной выше тенденции ядра. Список черт Мак-Клелландом не приводится.

Схема представляет собой когнитивный элемент, символизирующий прошлый опыт. Три основных класса схем — это идеи, цен­ности и социальные роли. Что касается их содержания, то Мак-Клелланд считает, что самые важные идеи и ценности связаны с экономическими, эстетическими, социальными, политическими, религиозными и теоретически­ми вопросами. Социальные роли соотносятся с возрастом, полом, позицией в семье, профес­сией и групповым членством. Не вполне ясно, как формируются схемы, хотя и подчеркива­ется, что они представляют собой социально передаваемый культуральный опыт. Схемы также не являются выражением тенденции ядра.

Типы личности Мак-Клелланд не выделяет.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2018 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы