Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Общая психология » Психология как наука » Теория Ранка

Ядро личности

Тенденция ядра. Минимизация страха жизни при одновременной минимизации страха смерти. Поскольку два эти страха имеют врожденный характер и находятся в оппозиции друг другу, конфликт неизбежен и необходим поиск компромисса.

Характеристики ядра. Страх жизни, вызванный тем, что жизнь предполагает не­избежную сепарацию и индувидуализацию, начинающуюся с самого рождения и продол­жающуюся па всех жизненных этапах. Страх смерти связан с внутренней тенден­цией к единению, слиянию и зависимости.

Воля, или структурированное ощущение че­ловеком того, кто он и каков он, в своей наи­более явно выраженной форме если не явля­ется защитой, то служит основанием для пре­одоления обоих страхов.

Развитие

Контрволя и воля. Вскоре после рож­дения ребенок начинает отделять себя от других людей и у него развивается воля в рудиментарной ее форме. Эту рудиментар­ную форму Ранк обозначает как контрволю: ребенок начинает осознавать, что он может противостоять давлению родителей и своих собственных импульсов. Если эта негати-вистская контрволя нарушает единство меж­ду ребенком и родителями, в результате воз­никнет чувство вины (особое выражение страха жизни). Если же единство между ребенком и родителем не нарушено, контрво­ля перерастает в волю. Стадии развития Ранком не выделяются.

Периферия личности

Типы личности как совокупности черт.

Художественный тип является продук­том идеального развития, когда страхи жизни и смерти эффективно минимизированы, а воля сильна. Для такой личности характерна вы­сокая степень дифференциации и интегра­ции мыслей, чувств и действий, близость без рабской преданности или стремления обла­дать объектом любви; продукты ее деятель­ности необычны, но полезны.

Невротический тип характеризуется стрем­лением к сепарации при одновременном от­казе от стремления к единству; контрволя проявляется в большей степени, нежели воля. Он обрекает себя на болезненную сепарацию от толпы, но, в отличие от художественного типа, не получает пользы от конструктивного взаимодействия с миром. Он враждебен, не-гативистичен, самонадеян, склонен к изо­ляции от окружающих, критичен к ним, склонен к переживанию чувства вины и т. д. В процессе развития контрволи он был вынужден чувствовать себя неправым и ма­лоценным.

Средний человек выражает тенденцию к единению, но отвергает тенденцию к сепара­ции. Из-за страха жизни он никогда не ис­пытывает позитивных переживаний относи­тельно собственной индивидуальности. Он конформен, зависим, поверхностен, внушаем, не может получить удовлетворения. Та­кой тип личности — результат негативного реагирования родителей па проявление контр­воли ребенка в процессе его развития.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы