Общая психология Психиатрия Психологи Мыслители Шпаргалка Словарь психолога Оплата услуг

Главная » Общая психология » Психология как наука » Теория Салливана

Ядро личности

Тенденция ядра. Исходная версия: стрем­ление к удовлетворению (биологическое по своей природе) и стремление, к безопас­ности (психологическое по своей природе). Пересмотренная версия: максимизация удо­влетворения при одновременной миними­зации переживания незащищенности.

Характеристики ядра. Релевантными стремлению к удовлетворению являются био­логические потребности, например потреб­ности в пище, воде, воздухе, сексуальных контактах и выделении. Как биологические, так и психологические основания имеют мотив власти (приводящий к состоянию, характеризуемому ощущением силы или до­минирования) и желание физической бли­зости (или избегание одиночества). Обе ха­рактеристики, берущие начало в биологичес­кой природе личности, неизбежным образом фрустрируются в ходе жизни, что приводит к возникновению чувства незащищенности. Салливан вводит понятие динамизма, пред­ставляющее собой относительно устойчивую структуру энергии, проявляющуюся в осо­бенностях взаимоотношений человека с окру­жающими. Он говорит об оральном ди­намизме, который состоит из голода и удо­вольствия при стимуляции рта, и динамизме желания, связанном с сексуальными потреб­ностями и удовольствием. Самым главным является самодинамизм, представляющий собой комплекс самоопределений, преиму­щественно неосознаваемых и формирующих­ся на основе переживания человеком одоб­рения и неодобрения окружающих; само­динамизм способствует такому поведению человека, которое позволяет избежать чув­ства незащищенности, вызванного неодобре­нием.

Развитие

Стадии:

Младенчество (заканчивается с созрева­нием способности к речевому поведению) — период, когда человек практически беспомо­щен. Форму его существования Салливан обозначает как прототаксис, или фактичес­кое отсутствие различия между «Я» и вне­шним миром. Такая форма опыта приводит к возникновению защиты по типу диссоциации (что аналогично выделяемому Фрейдом по­давлению). Предпосылкой конфликта явля­ются беспомощность ребенка и особенности родительского реагирования. Ближе к концу периода младенчества начинается развитие паратаксиса, предполагающего способность человека дифференцировать себя из внешнего мира, однако эта дифференциация не предпо­лагает поиска оснований для этого разделе­ния. Это в комплексе со способностью к ре­чевому поведению приводит к формированию паратаксических символов хорошей матери и плохой матери (соотносящихся с пережи­ванием одобрения и неодобрения). Их ана­логами являются одновременно возникающие самодинамизмы хорошего «Я» и плохого «Я». Эти стереотипы одобрения и неодобре­ния проявляются посредством защитного по­ведения по типу паратаксического искажения (приписывания символам значения, позволя­ющего снять тревогу, вне зависимости от тех значений, которые приписываются этим сти­мулам в обществе).

Детство (заканчивается с появлением потребности в сверстниках) — период, когда ребенок познает существенные характеристи­ки своей культуры. Основное влияние на развитие личности продолжают оказывать родители. Происходит дальнейшее развитие само динамизма. Если при общении с родителями чувство незащищенности не превышает тех пределов, которые в принципе неизбежны, ребенок научается еще одной форме защит­ного поведения, а именно сублимации (выра­жения импульсов только в том виде, который принимается обществом и не вступает в про­тиворечие с само динамизмом), которая чело­веком не осознается. Одним из драматичес­ких событий детства является трансфор­мация недоброжелательности (ощущение человеком того, что он живет среди врагов); если она становится достаточно сильной, ре­бенок утрачивает способность позитивно реа­гировать на доброжелательные советы окру­жающих.

Подростковый возраст («Ювенильная эра») — время, когда человек становится социальным, начинает вступать в отношения кооперации и конкуренции, постигать суть общественного отвержения и пренебрежения, а также идентификации с группой. Подрост­ки научаются тому, как избегать того, что неинтересно, у них появляются стереотипы, кроме того, они научаются проводить более четкую грань между фантазией и реально­стью. Зрелая форма существования, синтак­сис, начинает складываться именно в этот период. Она характеризуется полным пони­манием логических взаимосвязей между ис­пользуемыми символами, осознанием и при­нятием используемых в обществе значений этих символов.

Предъюношеский возраст (заканчивается формированием сексуального динамизма же­лания) — период, характеризующийся по­требностью в установлении близких отноше­ний со сверстником того же пола. Основная задача этого периода — начало перехода от эгоцентризма к любви. Отношения между сверстниками в этот период отличаются чув­ством равенства и взаимности. Эти пережи­вания закладывают основу для преодоления стереотипов подросткового периода.

Юношеский возраст подразделяется на раннюю фазу (продолжающуюся до установ­ления устойчивых паттернов удовлетворения генитальных драйвов) и позднюю фазу (про­должающуюся до полной межличностной зре­лости). Очевидно, что задача юношеского периода заключается в том, чтобы привык­нуть к существованию динамизма желания. Весьма часто у подростка возникают такие проблемы с интеграцией личности, решить которые очень сложно, и он регрессирует к подростковому периоду, утрачивая ценности предъюношеского периода. В результате фор­мируется эгоцентрическая личность. Однако если человек в этом периоде сталкивается с минимумом противостояния, он станет зрелой личностью, способной устанавливать с окру­жающими близкие отношения.

Периферия личности

Салливан выделяет ряд синдромов, каж­дый из которых характеризуется совокупнос­тью черт, хотя они и не слишком специфич­ны; некоторые из них никак не соотносятся со стадиями развития.

Самопоглощенная личность характеризу­ется аутентическим (прототаксическим) мыш­лением. Подобно младенцу, такой человек продолжает верить в нереалистичные образы хорошей матери и плохой матери. Всех окружающих такой человек делит на исклю­чительно замечательных и абсолютно неснос­ных (поскольку они воплощение хорошей либо плохой матери). Он часто расстраива­ется, его легко ранить, он нередко чувствует себя непонятым. Его жизнь характеризуется периодами сильной привязанности и увлече­ния чем-либо, как правило, заканчивающими­ся глубоким разочарованием.

Безнадежная личность настроена враж­дебно по отношению ко всем, за исключе­нием тех, кого она считает ниже самой себя.

В подростковый период такую личность по­беждали соперники. Став взрослым, такой человек горько и публично сокрушается по поводу несовершенства властей и иррацио­нальности происходящего, однако не пред­принимает никаких конструктивных действий.

Не2ативистская личность характеризует­ся самодинамизмом, организованным вокруг идеи собственной неполноценности и незна­чимости. Негативизм используется как спо­соб получить одобрение или хотя бы привлечь внимание окружающих. Подобная личность получается из проблемного ребенка, который во взрослом возрасте использует такие приемы, как циничное примирение, когда сама попыт­ка достичь согласия всего лишь замаскиро­ванное стремление нанести удар оппоненту.

Неинтегрированная или психопатичес­кая личность — это такая личность, у кото­рой практически отсутствует само динамизм; она представляет собой набор не согласую­щихся между собой, недостаточно развитых аспектов личности.

Заика — человек, чье нарушение разви­тия выражается в специфическом использо­вании языка (языку как выражению личнос­ти в теории Салливана уделяется слишком большое внимание).

Личность, одержимая амбициями, харак­теризуется ненасытной жаждой соперничества. Способ существования, характерный для неуверенного школьника, консолидируется в общий стиль межличностного взаимодействия взрослого.

Асоциальная личность обычно хорошо осознает набор ценностей, среди которых ча­сто присутствует и чувство собственной зна­чимости. Проблемы коренятся в его убеж­дении в том, что другие не могут должным образом ценить и уважать его. Он чувствует себя отчужденным и одиноким, несмотря на то что обычно взаимодействует с окружаю­щими в дружелюбной и внимательной ма­нере.

Неадекватная личность строит свои от­ношения с другими на основе зависимости; зачастую ей требуется кто-то сильный, кто сказал бы, как нужно поступать. Этот син­дром часто возникает вследствие доброволь­ного подчинения доминирующему родителю или идентификации с беспомощным роди­телем.

Гомосексуальная личность испытывает любовь только по отношению к представи­телям своего пола; как правило, это — ре­зультат конфликта в подростковом периоде, когда такие отношения не выходят за преде­лы нормы.

Вечный подросток постоянно пытается достичь идеала, не находя его.

Рекомендуем также для ознакомления:

загрузка...
© 2008-2019 Психология онлайн. Справочник психолога: часто-задаваемые вопросы