Проекция - вил психологической защиты, связанный с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, ожиданий и стремлений на другое лицо. Проекция проявляется, когда, столкнувшись с собственным неблаговидным поступком, нежелательным качеством, человек частично урезает информацию об этом, не допуская осознавания, что это его собственный поступок или качество. Допуская в сознание информацию о существовании неблагоприятного факта как такового, человек относит его не к себе, а к другому лицу или объекту, дополняя тем самым вытесненную часть информации.
Термин "проекция1" ввел Фрейд, понимая ее как приписывание другим людям того, в чем человек не расположен себе сознаться. Он рассматривал проекцию как нормальный психологический механизм-процесс уподобления окружающих людей себе, своему внутреннему миру. Проекция дает возможность относиться к внутренним проблемам так, как если бы они происходили снаружи. Тогда к ним можно применить защиту к внешним вредностям. Появляясь уже в раннем детстве проекция выступает как наиболее частая форма защиты у взрослых. Проявление ее общеизвестны: низкорослый человек считает свои рост средним, старая дева возмущается распущенностью нравов, злой человек не верит в доброту других людей. Уподобление окружающих себе нашло отражение во многих пословицах и поговорках: честный считает всех правдивыми; нечестный думает, что все лгуны; клятвопреступник не верит клятвам; вор каждого подозревает; вор свою дверь запирает и т. д.
Понимание существа проекции проясняет, почему приписывание одним человеком каких-то неблаговидных поступков или свойств другому нередко оборачивается саморазоблачением первого и приводит к понижению для него привлекательности второго. Подобное саморазоблачение отмечал еще Лабрюйер: "Если вы тщательно присмотритесь к людям, которые помогут никого хвалить, всякого порицают и никем не довольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен". Близкую позицию занимал А. А. Ухтомский. Он писал: "Когда люди осуждают других, то тем только обнаруживают своего же таящегося в себе двойника; грязному в мыслях все кажется грязным; завистнику и тайному стяжателю чудятся в других стяжатели; эгоист, именно потому, что он эгоист, объявляет всех принципиальными эгоистами".
При проекции информация трансформируется таким образом, что не сам человек враждебно настроен, агрессивен, жаден, а другое лицо - по отношению к нему. Подобная рокировка свойств отчетливо обнаруживается и в специальных психологических исследованиях. Так, показано, что больше половины лиц, осужденных за хищение, считает, что подавляющее большинство людей живет на доходы, полученные преступным путем, так как на одну зарплату, по их мнению, невозможно прожить; в группе законопослушных граждан такого мнения придерживались менее одной десятой опрошенных. В другом исследовании заключенного ставили в центр большой комнаты и экспериментатор говорил: "Я буду медленно приближаться к вам. Как только вам покажется, что подошел слишком близко, говорите "стоп". Одни заключенные подпускали к себе на 30-40 см, другие на 2-3 м. В первой группе оказались осужденные за правонарушения ненасильственного характера, а во второй ("не допускающие к себе близко") -осужденные за нарушения насильственного характера. В общем случае можно сказать, что поиск врага -защитный механизм, позволяющий переложить, спроецировать ответственность за собственные промахи и ошибки на "них".
Удобный фон для реализации проекции создает алкоголь. Как считает Б.С. Братусь. он потому и приобрел особое место в человеческой культуре, что предрасполагает к проекции. На начальных фазах опьянения возрастает состояние неопределенности восприятия (свойств собеседника и собственных), что как бы уравнивает их и облегчает проектирование своих качеств на других людей, снижая тем самым внутренний конфликт у каждого из собутыльников: "Ты меня уважаешь?" - "Я тебя уважаю".
Здесь важно обратить внимание на то, что человек с преобладанием защиты по типу проекции видит в других прежде всего самого себя. При общении у него нет собеседников, отличных от него. Подобное обеднение внутреннего мира человека Ф.М. Достоевский назвал «двойником» и отметил, что только когда человек пробьет эту скорлупу и центр его интереса и тяготения сместится на другое лицо, тогда у него появится истинный собеседник.
Обладая положительной самооценкой, человек, как правило, уверен в себе и не нуждается демонстрации особых достоинств своей персоны, у него нет желания непрерывно самоутверждаться. При низкой самооценке, напротив, человек часто недоволен собой, у него возникает конфликт между желаемые и реальным образами "Я", который провоцирует проекцию и тем самым ведет к установке на отрицательное восприятие окружающих. Поэтому низкая самооценка - ключевое звено в процессе возникновения предубеждений и предрассудков. Неоднократно отмечалось, что проекция играет заметную роль в формировании различных предрассудков: сословных, расовых и т.п. Механизм проекции позволяет понять, почему гот, кто помог человеку, испытывает к нему большую симпатию, чем те, у кого не было повода это сделать. В этом случае на другого проецируются собственные положительные качества и поступки, за которые этого другого и начинают любить. С другой стороны, зло. причиненное другому человек), например, жестокое и несправедливое обращение с ним, снижает привлекательность пострадавшего в глазах обидчика.